Сенатус-консульт

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СЕА
СЕБ
СЕВ
СЕГ
СЕД
СЕЖ
СЕЗ
СЕИ
СЕЙ
СЕК
СЕЛ
СЕМ
СЕН
СЕО
СЕП
СЕР
СЕС
СЕТ
СЕУ
СЕФ
СЕХ
СЕЦ
СЕЧ
СЕШ
СЕЯ

Сенатус-консульт (сокращенно SC.) — в древнеримском государственном праве — формулированное мнение, принятое сенатом по докладу (relatio) компетентного магистрата и не вызвавшее законного протеста (intercessio). Право cum patribus agendi, т. е. делать доклады (referre), опрашивать мнения (consulere), производить голосование (discessionem facere) и редактировать мнение большинства (Senatus consultum facere, perscribere) принадлежало из числа чрезвычайных магистратов децемвирам, назначенным для писания законов (X viri legibus scribundis), военным трибунам с консульскою властью (tribuni militum consulari potestate), диктатору, начальнику конницы, междуцарю (interrex), начальнику города (рrаеfectus urbi), а из числа очередных — консулам, преторам и, с IV-го века, плебейским трибунам. В связи с участием, какое имели в проведении Сенатус-консульт председательствующие магистраты и сенат, постановление сената называлось decretum, поскольку оно было магистратским актом, и consultum, поскольку оно было актом корпорации сенаторов (Моммзен, "R ö micshes Staatsrecht", III, 994 сл.). В древнем периоде республики участие магистрата было преобладающим: он facit senatus-consultum. Позднее значение магистрата уменьшается, и остается лишь Senatus sententia, или S.-consultum, хотя термины decerno и decretum еще не выходят из употребления, причем decernere становится равнозначащим censere. По Виллемсу, под senatus d e cretum подразумевается каждая статья доклада, подвергнутая голосованию отдельно. Сенатус-консульт не имели обязательности закона, хотя чем энергичнее и влиятельнее был докладчик и чем сильнее было влияние сената, тем большее значение принадлежало сенатусконсульту. По Моммзену, пока сенатское постановление было decretum в собственном смысле, оно не обязывало магистрата и его преемника и могло ограничиваться годом магистратуры докладчика. При постепенном усилении роли сената Сенатус-консульт приближались к понятию закона, а начиная с Августа приобрели полную силу законов (Gaius, I, 83 — 86). Республиканские Сенатус-консульт были, в сущности, административные распоряжения, и лишь изредка ими пользовались для изменения государственного права. Сенатус-консульт приобретал силу закона лишь в том случае, когда он посредством rogatio предлагался на утверждение народа. Бывали случаи, когда Сенатус-консульт приобретали силу закона и без санкции комиций, но подобные узурпации сената вызывали протест со стороны законодательных органов антисенатской партии. Хотя исполнение Сенатус-консульт юридически было не обязательно, однако фактически случаи неисполнения их бывали редки, так как пожизненная сенаторская власть легко могла сломить упорство годовой магистратуры. Будучи правительственными распоряжениями, Сенатус-консульт имели назначением охранять государство в религиозном отношении и отстаивать права и интересы государственной казны, публиканов, италийцев и провинциалов. Сенатус-консульт составлялся двумя способами: или через discessio в случае единодушия, или через опрос отдельных сенаторов в случае разногласия (см. Сенат).

Всякий Сенатус-консульт состоял из вступления, изложения, сопровождавшегося кратким указанием мотивов (relatio), и постановления, начинавшегося формулой: d(e) e(a) r(e) i(ta) c(ensuere). Термин censuere повторялся после каждой статьи, которая подвергалась отдельному голосованию. Если предполагалось обратить Сенатус-консульт в закон, то в конце добавлялись слова: ut de ea re ad populum ferretur. Получивший окончательную редакцию Сенатус-консульт передавался в государственный архив (aerarium Saturni), где под наблюдением квесторов переписывался в официальный журнал. С 449 г. было разрешено плебейским эдилам снимать официальные копии с Сенатус-консульт для хранения в плебейских архивах. Если трибун или высший магистрат налагал veto на доклад, то Сенатус-консульт, хотя бы единогласный, не получал административной силы и назывался Senatus a u ctoritas; тем не менее, по общепринятому правилу, сенат делал распоряжение о его редактировании. В период республики заглавие Сенатус-консульт определялось его содержанием (напр., S. consultum de Bacchanalibus, S. consultum de quis in urbe sepeliretur и др.); в императорскую эпоху S. consultum назывался по имени докладчика (напр. S. consultum Claudianum, Juventianum, Largianum, Libonianum и др.). Если сенатусконсульты были обращаемы к греческим общинам, то рядом с латинским текстом делался греческий перевод. До нашего времени дошло несколько подлинных Сенатус-консульт республиканского периода, в целом или фрагментарном виде. Из них известнейшие: а) на лат. яз. — 1) фрагмент Сенатус-консульт de Bacchanalibus (186 до Р.Хр.), вырезанного на бронзовой дощечке и представлявшего выдержку из полного Сенатус-консульт, официально сообщенную консулами магистратам Теуранской обл. в Бруттиях (фрагмент открыт в Калабрии в 1640 г., ныне хранится в Вене, издан в "Corpus Inscriptionum Lat." Моммзена, № 196); 2) отрывок Сенатус-консульт de Tiburtibus (159 до Рождества Христова); 3) фрагмент Сенатус-консульт de Asclepia d e (87 г. до Рождества Христова); б) на греч. яз. — Сенатус-консульт de Delphis (198 г. до Рождества Христова), два Сенатус-консульт de Thisbis (170 г. до Рождества Христова), Сенатус-консульт de Prienensibus et Samiis (135 г. до Рождества Христова); на греч. языке с латинским переводом — Сенатус-консульт de philosophis et rhetoribus (161 г. до Рождества Христова, сообщен Suet. Rhet. I: Gell. XV, 11), de hastis Martiis (99 г. до Рождества Христова), de provinciis consularibus, три Сенатус-консульт de Judaeis (139, 133 и 44 гг. до Рождества Христова) и др. Кроме обыкновенных Сенатус-консульт, были так называемые S. consulta tacita, постановленные при закрытых дверях, и S. c onsulta ultima, вотировавшиеся со времен Гракхов ввиду внутренних волнений или открытого мятежа. S. consultum ultimum предоставлял магистратам (консулам, преторам, народным трибунам и пр.) особые полномочия, подобные полномочиям диктатора, и начинался формулой: Videant, dent operam consules (praetores и т. д.), ne quid respublica detrimenti capiat. В императорскую эпоху интерцессия против Сенатус-консульт, состоявшихся по докладу императора, была невозможна. Редакция Сенатус-консульт производилась так же, как и во времена республики, но при этом упоминалось еще о числе присутствовавших сенаторов. Хранение Сенатус-консульт поручалось сенатору квесторского ранга, назначавшемуся императором на неопределенное время и называвшемуся ab actia senatus. Ср. Bieling, "De differentia inter senatus auctoritate m, consultum et decretum" (Минден, 1846); Rein, "Senatus consultum" (в "Realencyclop ä die", Pauly, т. VI, 1031); Soltau, "Die G ü ltigkeit der Plebiscite" (Б., 1884); Pick, "De Senatus consultis Romanorum" (Б., 1884); Willems, "Le S énat de la République Romain e" (Лувэн, 1878, 1883, особенно II т., стр. 121 —237); Mommsen, "Rö misches Staatsrecht" (III том, Б., 1888, стр. 994 сл.); Smith, "Dictionary of Greek and Roman Antiquities" (Л., 1891, II т., стр. 636 и сл.); Виллемс, "Римское государственное право" (I вып., стр 217 и сл., Киев, 1888).

Н. О.

Смотрии так же...