Сатиры, духи

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
САЛ
САА
САБ
САВ
САГ
САД
САЖ
САЗ
САИ
САЙ
САК
САЛ
САМ
САН
САО
САП
САР
САС
САТ
САУ
САФ
САХ
САЧ
САШ
САЯ

Сатиры, духи (σάτυροι) — в греческой мифологии лесные и горные духи, олицетворявшие элементарную грубую силу природы, что выражается в звериных атрибутах их внешнего облика. По Гесиоду, они имеют общее происхождение с горными нимфами и куретами и характеризуются поэтом как ничтожная и ни к чему не способная порода. Глупые, плутоватые, склонные к проказам, падкие до вина и женщин, резвые и трусливые, они совмещают в себе свойства стихийных демонических сил и козлиной натуры, на что указывает самое имя σάτυρος (= дор. τιτυρος — козел). Они отличаются сильно развитыми членами, имеют тупой нос, остроконечные козлиные уши, всклокоченную и щетинистую шерсть и сзади небольшой хвост. Они живут в лесах и горах, проводя время в охоте, плясках и занятиях музыкой; порой они вспугивают и разгоняют стада, или подкарауливают нимф, или участвуют в Дионисовых странствиях, прыгают, пьют и совершают разные глупые выходки. Их пляска, называвшаяся сикиннис, состояла из ритмического ряда прыжков, вследствие чего и сами они назывались σκιρτοί, т. е. прыгунами. Музыка Сатиры была сельская, пастушеская; инструментами служили сиринга, флейта, цимбалы, кастаньеты и волынка. К людям Сатиры были часто враждебны, преследовали женщин, являлись в образе домовых и т. п. В свите Диониса Сатиры были непременными участниками оргий и спутниками бога, а потому самыми живыми и типичными представителями Дионисова культа. Вообще козел был животным, посвященным Дионису (тотемом бога), вследствие чего хор исполнителей Дионисовых дифирамбов состоял из Сатиры В связи с этим некоторые (акад. Веселовский, "Три главы из исторической поэтики", СПб., 1899) склонны видеть в Сатиры, выступавших на Дионисовых празднествах в качестве исполнителей обрядового действа, — ряженых, костюм которых заимствован у тотема чествуемого бога. Напротив, Виламовиц-Меллендорф ("Heracle s ", I, 1889, стр. 81 слл.) признает Сатиры духами Пелопоннесских гор и отрицает исконную связь их с так назыв. сатирическими хорами, полагая, что первоначально аттическими спутниками Диониса были конеобразные Силены (действительно, на вазах VI и V в. обыкновенным является тип Сатиры с лошадиным хвостом), на которых в VI в. были перенесены атрибуты пелопоннесских Сатиры Участвуя в хорах на Дионисовых празднествах, Сатиры положили начало развитию греческой трагедии и, в частности, сатирической драмы (см.). Древнее искусство изображало Сатиры старыми, бородатыми существами отвратительной наружности, с обликом диких обезьян или леших. Со временем, однако, создался новый художественный канон С .: младшие аттические художники стали изображать их в виде нежных юношей, занятых на лоне природы различными забавами, собиранием винограда, приготовлением вина, музыкальными упражнениями или участвующих в оргиях Диониса в обществе менад. Кроме Сатиры, в произведениях искусства встречаются также жены и дети Сатиры Старший из Сатиры назывался Силеном (см.).

Литература: Müller-Wieseler, "Denkmä ler der alten Kunst" (II, Геттинген, 1854—81); Jahn, "Berichte der S ä ch. Gesellsch. d. Wissensch." (1846); его же, "Die Satyrn und das Satyrdrama" ("Philologus", XXVII, 1—27); Heydemann, "Humoristische Vasenbilder aus Unteritalien" (Winkelman's "Programm", Б., 1870); его же, "Satyr- und Bakchennamen" (т. же, Галле, 1880); Wieseler, "De Pane et Paniscis atque Satyris cornutis in operibus artium Graecarum Bomanarumque repraesentatus" (1875); Furtw ängler, "Der Satyr auf Perga mon" ("Winkelmannsprogramm". Берл., 1880); Preller-Robert, "Griechische Mythologie" (I, Б., 1894).

Н. О.

Смотрии так же...