Сарданапал

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
САЛ
САА
САБ
САВ
САГ
САД
САЖ
САЗ
САИ
САЙ
САК
САЛ
САМ
САН
САО
САП
САР
САС
САТ
САУ
САФ
САХ
САЧ
САШ
САЯ

Сарданапал — имя последнего ассирийского царя у многих древних авторов. По Диодору (II, 21 сл.), передающему рассказ Ктесия, он был 30-м преемником Нина и закончил собой его династию после 1360 лет ее существования. Он отличался склонностью к роскоши, заперся во дворце и проводил время в удовольствиях, полагаясь на телохранителей и крепость стен. Этим воспользовались халдейский жрец Белис и мидянин Арбак; подняв восстание, они после нескольких неудач заперли Сарданапал в Ниневии. После двухгодичной осады он сжег себя во дворце, с женами и сокровищами. Этот рассказ еще в древности возбуждал подозрения, особенно ввиду того, что у других писателей встречаются значительные варианты, имя царя читается, напр., Сарак (см.), а Сарданапал встречается в другой связи (напр. у Александра Полигистора этим именем назван Ассурбанипал). Возбуждало сомнение и время, отводимое Сарданапал (его делали, между прочим, современником Ликурга), и противоречия с библейскими данными. Уже в древности говорили о двух Сарданапал: одном — деятельном и благородном, другом — изнеженном (Каллисфен, Свида, Фотий), разумея под первым Ассурбанипала. Новые ученые до открытия клинообразных текстов также строили разные гипотезы, пока не оказалось, что последним ассирийским царем был Синшаришкун (см.) — Сарак, падение которого могло иметь общие черты с Сарданапал, тем более, что имя Арбака недавно найдено в хронике Набонида. Что касается имени Сарданапал, то оно, без сомнения, обязано своим происхождением Ассурбанипалу, последнему грозному завоевателю, надолго оставившему память в Азии. Сарданапал смешивали также с малоазиатским божеством Санданом, отождествленным греками с Гераклом; отсюда известные изваяния Сарданапал близ Тарса и сказания об основании им городов в Мал. Азии. У поздних авторов (Лукиан, dial. Mort. 2. 20; Марциал XI, 11, 6; Ювенал Х, 362 и т. д.) имя Сарданапал сделалось нарицательным, а он — типом роскоши и изнеженности. Судьбой Сарданапал, каким его представляла легенда, внушена одна из лучших трагедий Байрона.

Смотрии так же...