Сарасвати

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
САЛ
САА
САБ
САВ
САГ
САД
САЖ
САЗ
САИ
САЙ
САК
САЛ
САМ
САН
САО
САП
САР
САС
САТ
САУ
САФ
САХ
САЧ
САШ
САЯ

Сарасвати (санскр. Sarasvat î — богатая водами) — в индийской мифологии имя разных рек, олицетворенных в виде богинь, и просто богинь. В Ригведе Сарасвати — еще река, прославляемая больше других рек, в целых трех гимнах и многочисленных отдельных стихах. Течение ее плодотворно; величиной и чистотой она превосходит все прочие реки, бежит с гор, из небесного океана; у Сарасвати семь сестер, и сама она разделяется на семь рек, матерью которых она является (см. Сантасиндхава). Один раз ей придается эпитет asury â — "божественная". Сарасвати — очистительница; ее вместе с водами, дающими здоровье, потомство и бессмертие, призывают даровать жизненность. Отсюда ее связь с божествами, покровительствующими произрождению. Ее никогда не опускающаяся грудь приносит всяческие богатства, она доставляет изобилие и пищу, откуда частый ее эпитет subhaga ("щедрая"). Она уничтожает хулителей богов, но поклонников своих защищает и побеждает их врагов. Сарасвати нередко призывается вместе с другими богами, особенно часто — с Марутами. Таким образом, в Ригведе в мифологическом образе Сарасвати сказываются почти исключительно черты, свойственные олицетворению реки. Позже, в брахманах и Магабхарате, Сарасвати отождествляется с богиней речи Вачь (санскр. V â с = речь, язык), а в послеведийской мифологии делается богиней мудрости и красноречия, изобретательницей санскритского языка и азбуки деванагари (см.), покровительницей наук и искусств. Переход к этим позднейшим образам наблюдается уже в ведах, где рассказывается, как Сарасвати во время целебного жертвоприношения, совершавшегося богами, с участием небесных врачей — Ашвинов, возвратила своей речью (v âcâ) силу Индре. Относительно самой реки, послужившей прототипом для позднейшего олицетворения, взгляды ученых расходятся. Имя Сарасвати сходно с именем реки Харакайти (Haraqaiti), упоминаемой в Авесте и текущей в Афганистане. Возможно, что эта последняя река и была впервые прославлена как Сарасвати Рот, Грассман, Лудвиг и Циммер думают, однако, что прототипом ведийской Сарасвати служила какая-нибудь великая река, напр. Инд (Сарасвати было его священным именем, а Синдху — светским), и только впоследствии имя Сарасвати было перенесено на небольшую реку в Мадхьядеше вместе со священным к ней уважением. Макс Мюллер думает, что Сарасвати тождественна с небольшой рекой Сарасвати (теперь Сарсути), которая вместе с р. Дршадвати служила границей священной страны Брахмаварты, колыбели древних индусов-арийцев, а теперь теряется в песках пустыни Инда (в ведийскую эпоху она еще впадала в море). Ольдгем на основании наблюдений над прежним руслом реки доказывает, что Сарасвати была некогда притоком р. Шутудри (теперь Сетледж) и продолжала течь по ее руслу, когда Шутудри оставила его и соединилась с Випашем (Бьяс). Сарасвати, как жена Брахмы, в позднейшую эпоху носит имя Брахми и изображается женской красивой фигурой белого цвета, без изобилия членов, свойственного индийским позднейшим божествам, с полумесяцем на лбу и лютней в руках, восседающей или стоящей на лотосе. У бенгальских вишнуитов существует предание, что Сарасвати некогда была женою Вишну вместе с Лакшми (см.) и Гангой. Жены ссорились между собою, и Вишну, находя многоженство обременительным, отдал Сарасвати Брахме, а Гангу — Шиве, оставив для себя одну Лакшми.

Сарасвати Б—ч.

Смотрии так же...