Санчес Франциск

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
САЛ
САА
САБ
САВ
САГ
САД
САЖ
САЗ
САИ
САЙ
САК
САЛ
САМ
САН
САО
САП
САР
САС
САТ
САУ
САФ
САХ
САЧ
САШ
САЯ

Санчес Франциск — философ-скептик (по-латыни Sanctius). Род. в 1552 г. в Португалии, сын еврейского врача; в Монпелье получил звание доктора медицины; был в Тулузе профессором и заведующим больницей; умер в 1632 г. Санчес Франциск принадлежит к той группе ученых, которых живой интерес к науке и отвращение к схоластике привели к скептицизму. Монтэнь, Ла Мот Ле-Вайер, Гирнгайм и др. нашли себе в истории литературы надлежащую оценку. Этого нельзя сказать о Санчес Франциск и Фоме Бакере (1656—1740), сочинение которого "Trait é de l'incertitude des sciences" (1715; перевод с английского) ныне совершенно забыто. Главн. сочинение Санчес Франциск: "Quod nihil scitur" появилось в 1581 г.; оно переиздано в 1649 г. в Роттердаме вместе с другими произведениями Санчеса: "De divinatione per somnum ad Aristotelem", "in lib. Aristotelis physiognomic ôn c ommentarius" и "De longitudine et brevitate vitae". C. — противник всяких суеверий и приверженец христианской философии: он отвергает науку, как не ведущую к истинному знанию. Действительно существующее — конечные предметы; их мы не можем познать, ибо чувственное познание знакомит нас лишь с качествами, а не с сущностью предметов; внутреннее чувство — точно так же ненадежный источник знания, хотя оно и обладает достоверностью; в этом пункте Санчес Франциск является, как Августин по отношению к Кампанелле, предшественником Декарта. Но с такой достоверностью человек ничего поделать не может, ибо данные внутреннего опыта лишены определенности и исследование их ведет к неопределенному. В критике внутреннего опыта Санчес Франциск обнаружил большую остроту ума. Он начинает свое исследование с обнаружения слабости Аристотелевской логики, затем переходит к анализу гносеологических вопросов. Санчес Франциск резко противополагает два мира: мир необходимости и мир духа или свободы. См. L. Gerkrath, "Franz Sanchez" (Вена, 1860) .

Э. Р.

Смотрии так же...