Савитр

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
САЛ
САА
САБ
САВ
САГ
САД
САЖ
САЗ
САИ
САЙ
САК
САЛ
САМ
САН
САО
САП
САР
САС
САТ
САУ
САФ
САХ
САЧ
САШ
САЯ

Савитр (санскр. Sаvitr = родитель, возбудитель) — имя солнечного бога в древнейшей (ведийской) мифологии индусов. Прославлению его посвящено в Ригведе целых 11 гимнов. Что Савитр есть солнечное божество — видно из эпитетов, прилагаемых к нему. Очи, руки, язык у Савитр золотые, волосы желтые (как у Агни или Индры). Золотая колесница его снабжена золотым дышлом, принимающим, как и сам Савитр, разные формы; везут ее два лучезарных коня. Ему приписывается сильное золотое сияние, которое он разливает кругом, освещая воздух, небо, землю и весь мир. Он поднимает вверх свои могучие золотые руки, которыми благословляет и пробуждает все существа и которые простираются до конца земли. Савитр едет в своей золотой колеснице по верхнему и нижнему пути, взирая на все создания; он измерил все земное пространство, идет в три светлые небесные царства и соединяется с лучами солнца. Савитр просят отвезти отшедшую душу туда, где обитают праведные; он дает бессмертие богам и долговечность людям. Он прогоняет злых духов и волшебников; его просят прогнать дурные сны, сделать людей безгрешными. Вместе с некоторыми другими божествами Савитр называется асура (первично — светлое божество). Ему приписываются и общие божеские свойства: он охраняет установленные законы; воды и ветры подчинены ему. Никто, даже Индра, Варуна, Митра и другие боги, не могут сопротивляться его воле и владычеству. Имя Савитр было первоначально простым эпитетом ("бог возбудительживитель"), и употребление его в ведах носит еще следы этого первичного значения. В Савитре олицетворена божественная сила солнца, тогда как Сурья — более конкретный образ, в представлении о котором никогда не упускается внешний вид солнца. Противоположное мнение принадлежит проф. Ольденбергу, полагающему, что Савитр представляет собой отвлеченную идею возбуждения, животворности, и конкретные признаки солнца только присоединились к этой идее путем вторичного процесса. См. Macdonel l, "Vedic mythology", в Бюлеровском "Grundriss der indo-arischen Philologie" (Страсбург, 1897, § 15), где указана и прочая литература.

C. Б—ч.

Смотрии так же...