Саббатай Цеви

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
САЛ
САА
САБ
САВ
САГ
САД
САЖ
САЗ
САИ
САЙ
САК
САЛ
САМ
САН
САО
САП
САР
САС
САТ
САУ
САФ
САХ
САЧ
САШ
САЯ

Саббатай Цеви — еврейский лжемессия, уроженец г. Смирны (1626—76); уже с детства проявлял склонность к уединенной жизни и в раннем возрасте предался изучению каббалы (см.). Будучи 20 лет от роду, он стоял во главе небольшого кружка последователей, которые смотрели на него, как на святого. В то время среди евреев были сильно распространены идеи о скором пришествии Мессии. Среди христиан также ожидали с волнением наступления апокалипсического 1666 г., который, по заключениям из пророчеств Даниила и Апокалипсиса Иоанна, должен был ознаменовать наступление "пятой монархии" и переход власти Христовой в руки святых: евреи должны быть возвращены из изгнания и слиться с христианами в одной вере. В 1648 г. Саббатай Цеви объявил своим последователям, что в его лице явился Мессия, освободитель; когда это сделалось известным, Саббатай Цеви был отлучен от синагоги и изгнан из Смирны. Отправившись в Константинополь, Саббатай Цеви сблизился с проповедником Авраамом Яхини, который начал пророчествовать о близком пришествии Мессии. Число последователей Саббатай Цеви все увеличивалось, особенно когда некий Натан из Газы принял на себя роль воскресшего пророка Илии, долженствовавшего открыть дорогу Мессии. Натан пророчествовал, что в 1666 г. появится Мессия, который освободит евреев от турецкого ига и возьмет в плен султана. В 1665 г. Саббатай Цеви появился в Иерусалиме открыто в качестве Мессии, и большинство евреев Иерусалима и соседних общин уверовали в него. В том же году Саббатай Цеви с большим торжеством вступил в Смирну и в день еврейского нового года провозгласил себя публично в синагоге, при звуке рогов, ожидаемым Мессией; толпа с ликованием приветствовала его. После этого евреями Смирны овладело какое-то мистическое беснование. Каждое действие Саббатай Цеви рассматривалось как чудо; деловые люди бросали свои занятия и готовились к наступлению царства Мессии; многие подвергали себя телесным истязаниям, постились, не спали ночей, купались в сильные холода и т. д.; другие предавались безграничному ликованию и устраивали празднества в честь Мессии. Вести о событиях в Смирне произвели чрезвычайное впечатление и на живших в Европе евреев; повсеместно повторялись сцены, подобные смирнским: появлялись люди, возвещавшие о появлении Мессии; настроение умов было повсюду фантастически-напряженное, люди бичевали свою плоть, раздавали милостыню, чтобы подготовиться к пришествию Мессии. Особенно сильно распространилось вера в явившегося Мессию среди евреев Венеции, Ливорно и др. итал. городов, а также в Амстердаме и Гамбурге. Почти в каждой еврейской общине появились две враждебные партии: саббатианцев и противников их, и почти повсюду приверженцы Саббатай Цеви брали верх: из всех городов посылались в Смирну послы и депутации, приветствовавшие Саббатай Цеви царем евреев и осыпавшие его подарками. Под влиянием всеобщего поклонения Саббатай Цеви провозгласил себя наместником Бога и даже самим Богом; так, он подписывался: "Я Господь ваш Бог Саббатай Цеви-Цеви". В начале 1666 г. Саббатай Цеви по требованию турецких властей отправился в Константинополь, где был заключен в замке Абидосе при Дарданеллах. Этим арестом хотели прекратить волнения среди евреев в Смирне и во всей Турции, но цель не была достигнута: последователи Саббатай Цеви провозгласили, что тюремное заключение Саббатай Цеви является неизбежным моментом в периоде страданий Мессии, который должен был, по каббалистическому учению, предшествовать моменту окончательного торжества. В Абидос начали стекаться евреи из всех стран для лицезрения Саббатай Цеви, который в это время начал также проводить реформы в религиозных обрядах, уничтожил посты, установил праздник "великой субботы"; день разрушения Иерусалима (9 аба), бывший днем рождения Саббатай Цеви, он предписал обратить в праздничный. Между тем султану было донесено о фантастических и опасных в государственном отношении планах Саббатай Цеви Не желая казнью Саббатай Цеви обратить его в мученика и способствовать образованию новой секты, которая вызвала бы новые смуты и волнения, султан решил склонить Саббатай Цеви к переходу в мусульманство, что и удалось без большого труда; Саббатай Цеви принял имя Мехмеда Эффенди и был назначен капиджи-баши (камергер), с большим жалованьем. Хотя известие об отпадении Саббатай Цеви от еврейства чрезвычайно поразило евреев, но спокойствие этим еще не было восстановлено: ревностные приверженцы Саббатай Цеви утверждали, что не он сам принял магометанство, а его тень, сам же он ушел на небо и скоро явится снова для исполнения освободительного дела; другие говорили, что переход Саббатай Цеви в ислам есть каббалистическая тайна и что этим он лишь содействует установлению мессианского царства. В более отдаленных странах евреи вовсе не хотели верить в измену Саббатай Цеви; почти повсюду продолжало существовать саббатианское движение, с которым не прекращали борьбу противники Саббатай Цеви с раввинами-талмудистами во главе. Около 1670 г. в Сев. Африке появился новый агитатор, Авраам Михель Кордозо, пропагандировавший мессианство Саббатай Цеви и приобретший множество приверженцев. Между тем Саббатай Цеви, живший в Адрианополе, снова сблизился с евреями, заявляя, что на него вновь снизошел Св. Дух и дал ему откровение; одновременно он написал брошюрку, где доказывал, что остается истинным Мессией, несмотря на вероотступничество. Чтобы не возбуждать подозрения султана, Саббатай Цеви уверял его, что сближение с евреями имеет целью обращение их в ислам; и действительно многие из последователей Саббатай Цеви для вида приняли ислам. Но, будучи однажды застигнут в синагоге в то время, как распевал еврейские псалмы, Саббатай Цеви был сослан в г. Дульциньо, где и умер. Со смертью Саббатай Цеви саббатианское движение не прекратилось: еще долго последователи Саббатай Цеви волновали умы евреев проповедями о близком пришествии Мессии; так действовали, кроме Кордозо, Мордохай Айзенштат, Нехемия Хайон, Хаим Малах, Иуда Хасид и др. Саббатианское движение вызвало появление хасидизма и франкистов. Одна секта саббатианцев существует в Салониках и в настоящее время: считаясь мусульманами, они тайно исповедуют еврейскую религию (см. Евреи).

Смотрии так же...