Рюисдаль

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РЮБ
РЮГ
РЮД
РЮЕ
РЮЖ
РЮИ
РЮЙ
РЮК
РЮЛ
РЮМ
РЮП
РЮР
РЮС
РЮТ
РЮФ
РЮХ
РЮШ
РЮЭ

Рюисдаль (van Ruisdael) — фамилия нескольких голландских пейзажистов. 1) Яков Рюисдаль, сын Исаака Рюисдаль; 2) Саломон Рюисдаль — дядя Якова Рюисдаль и отец 3) другого Як. Рюисдаль 1) Яков Рюисдаль родился, как показали новые разыскания Бредиюса, в 1628 или 1629 г. в Гарлеме от первого брака Исаака Рюисдаль, фабриканта рам. Этот Рюисдаль был самый знаменитый из голландских пейзажистов всех времен. Первые познания в живописи он приобрел, может быть, от своего дяди, Саломона Рюисдаль Во всяком случае, Як. Рюисдаль уже в очень молодом возрасте обнаружил талант, скоро окрепший, — так как известны 2 гравюры и 2 картины, которые Як. Рюисдаль исполнил, имея всего 17 или 18 лет от роду. Обстоятельства его жизни нам неизвестны, но достоверно, что его талант не был надлежаще оценен его современниками, что картины его не были в цене и что поэтому Як. Рюисдаль провел жизнь в нужде и умер, как бедняк, в общественной больнице, в 1682 г. Составлен список 344 картин Рюисдаль (в каталоге Смита), в том числе — до 75 морских видов, но следует полагать, что ныне известно картин Як. Рюисдаль уже значительно больше этого числа. Темы для своих произведений Як. Рюисдаль брал большею частью в окрестностях Гарлема и вообще в Голландии, но известно, кроме того, довольно много его картин из норвежской природы, изображающих обыкновенно водопады. Так как современник Як. Рюисдаль, Эвердинген, обыкновенно изображал также норвежские виды, то это дало повод считать Як. Рюисдаль, без достаточного на то основания, учеником Эвердингена. Во всяком случае, Як. Рюисдаль в изображении водопадов выше Эвердингена, но еще выше — картины Рюисдаль, которых темы взяты из родной ему голландской природы. Песчаные дюны, поросшие кустарником, лес на болоте, дороги и тропинки в лесу и поле — вот сюжеты картин Я. Рюисдаль, проникнутых глубоким чувством природы. Небо в его картинах всегда покрыто облаками или тучами; свет не падает яркими пятнами, листва деревьев и кустарников часто — бурая, коричневая, если же зеленая, то весьма сдержанных, скромных тонов, как и вообще у всех пейзажистов его периода. Гамма таких тонов в картинах Як. Рюисдаль особенно содействует выражению любимого его настроения — меланхолического. Новейшие пейзажисты нередко превосходят Рюисдаль в натурализме, но глубина созерцания остается за Рюисдаль; в изображении самых простых местностей он влагал чувство. Его произведения — картины, не этюды. Замечательно, что он создавал свои картины по этюдам, деланным с природы только карандашом, тушью или бистром и редко тронутым красками. Як. Рюисдаль был также отличный маринист; превосходно выражавший движение волн и облаков. В своих морских картинах он выражал тот ужас, который внушало море голландцам, ограждавшимся от него целые века плотинами. Картинами Як. Рюисдаль дорожат все музеи, где они находятся. Эрмитаж в Петербурге владеет 13 картинами Рюисдаль, из которых 2 — норвежские виды; особенного упоминания заслуживают: "Болото" (№ 1136), одна из лучших картин Я. Рюисдаль вообще, "Дорога с колеями и рытвинами" (№ 1139) и "Группа деревьев при дороге с отдыхающим путником" (№ 1144). Также богата картинами Як. Рюисдаль и Дрезденская галерея; из них назовем: "Еврейское кладбище", "Лес при воде" (охота на оленя), "Дорога в лесу" (с фиг. Берхема). Лувр славится картиною "Кустарник на дюнах"; другая картина, т. же, "Прибой к плотинам", сильно повреждена. Вообще многие из картин Рюисдаль, к сожалению, сильно потемнели. Он редко писал фигуры сам, но обращался за помощью к другим художникам, из которых некоторые, в особенности Берхем, только портили своими кричащими в красочном отношении вставками общее впечатление пейзажа. Собственные же его фигуры, неловкие, не бросались, по крайней мере, в глаза. 2) Рюисдаль Саломон, дядя предыдущего (род. около 1600 г., ум. 1670); учителя его неизвестны, но влияние на него Ван-Гойена и отчасти Исаии Ван-де-Вельде очевидно, так как первые его картины 1631—34 гг. очень похожи на картины Ван-Гойена и по мотивам, и по технике живописи. Потом, впрочем, Саломон Рюисдаль в красочности и колоритности сильно ушел вперед сравнительно с Ван-Гойеном, перешедшим мало-помалу почти в однотонность. Лучшие произведения Саломона Рюисдаль относятся к 1650—60 гг., а затем он становится менее гармоничен и техника его грубеет. Сюжеты его были подобны гойеновским — деревни и села на берегах рек и каналов; но он давал деревьям большее значение в картинах, чем Гойен. В отличие от Як. Рюисдаль Саломон хорошо изображал фигуры и часто располагал их группами, соответственно требованиям обстановки его деревенских пейзажей. Он писал также и зимние пейзажи; вообще же все его темы взяты из голландской природы. Картины Саломона Рюисдаль немногочисленны: лучшие из них "Роздых" (1660 г., в Амстердамском национальном музее), "le Вас", в музеях брюссельском (1647) и антверпенском (1657). В Лувре нет картин Сал. Рюисдаль, но они имеются в музеях в Берлине, Мюнхене, Роттердаме, Франкфурте, а также у некоторых частных лиц. 3) Яков Рюисдаль (умер 1681), сын Саломона Рюисдаль, выбирал мотивы, подобные мотивам своего знаменитого двоюродного брата, но стоит значительно ниже того как в общем по настроению и тонам, так и в частностях — особенно в рисунке и живописи деревьев. Из его картин лучшая находится в Роттердамском музее ("Лесистый пейзаж"); в Кассельском музее — "Опушка леса". Фигуры в одной из его картин писаны рукою Адриана Ван-де-Вельде.

Ф. П.

Смотрии так же...