Русалии

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РУА
РУБ
РУВ
РУГ
РУД
РУЕ
РУЖ
РУЗ
РУИ
РУК
РУЛ
РУМ
РУН
РУО
РУП
РУР
РУС
РУТ
РУФ
РУХ
РУЧ
РУШ
РУЩ
РУЭ

Русалии — славянские отголоски древнеклассического чествования памяти умерших (Rosaria, Rosalia, dies rosae). По древним свидетельствам (надпись в Драме, близ Филиппополя), розалии состояли в ежегодном принесении роз на могилу, вероятно с разными обрядами и пением. Из Фракии и Македонии Русалии были заимствованы славянами, с разными местными изменениями. Церковь часто поднимала свой голос против Русалии, но так как они издавна примкнули к христианским праздникам (обыкновенно — к Троицыну дню), то и распространялись вместе с христианством, как элемент народно-церковного обряда. Вальсамон, в толковании на 62 канон трулльского собора, упоминает о русалиях, как древнем празднике, отбываемом в деревнях после пасхи. Епископ охридский Димитрий Хоматиан (XIII в.) говорит, что Русалии праздновались в Македонии в неделю по пятидесятнице. Древнерусские церковные писатели часто с осуждением упоминают о Русалии Название Русалии для весеннего праздника и игр на зеленых святках до сих пор сохранилось у славянских народов, румын и албанцев. Во многих местностях, преимущественно в Македонии, Болгарии, Сербии и Белоруссии, сохранилось много связанных с Русалии древних обрядов и песен. Местами Русалии празднуются под другими названиями: у великороссов — семик (собственно четверг на седьмой неделе по Пасхе), у словаков — турицы. Древнее поминальное значение Русалии у славян затемнилось разными весенними играми и песнями, но не совсем заглохло. Анализ русских суеверий приводит к заключению, что весенние Русалии — главным образом поминальный обряд. Празднование Русалии местами сохранилось на рождественских святках. Замечательным остатком древности служат рождественские Русалии в южной Македонии — "погани дни", от Рождества до Богоявления. Этот праздник объясняет выражение "Стоглава", что в старой московской Руси Русалии были "о навечерии Рождества Христова и Богоявления". "Стоглав" упоминает еще об "роусалии о Иоаннове дни" (т. е. 24 июня). По свидетельству этого памятника, на Русалии сходились "мужие, жены и девицы на нощное плещевание и на бесчинный говор и на бесовские песни и на плясание, и на скакание". Академик А. Н. Веселовский готские игры византийского придворного церемониала, сохранившиеся отрывочно на фресках Киево-Софийского собора, объясняет январскими русалиями.

См. Веселовский, "Разыскания в области духовного стиха" (вып. V, 260—286); Joret, "La rose dans l'antiquité" (357 и др.); Miklosich, "Die Rusalien".

Н. С—в.

Смотрии так же...