Руль *

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РУА
РУБ
РУВ
РУГ
РУД
РУЕ
РУЖ
РУЗ
РУИ
РУК
РУЛ
РУМ
РУН
РУО
РУП
РУР
РУС
РУТ
РУФ
РУХ
РУЧ
РУШ
РУЩ
РУЭ

Руль * (см. Судостроение). — На деревянных судах Руль * обыкновенно делается составным (фиг. 1): из длинного бруса (называемого рудерписом), входящего в корпус судна через отверстие, называемое гельмпортом; к рудерпису прикрепляются деревянные брусья, составляющие перо руля; к верхней части рудерписа (голове руля) прикреплен румпель (рычаг для поворота руля). Руль * наваливается на ахтерштевень на петлях, причем для того, чтобы он не уклонялся далее определенных пределов (30—40° по каждую сторону диаметральной плоскости), на руле или штевне делаются стопора из кусков углового железа. Для большей крепости головная часть Руль * у деревянных судов делается вся металлическая, перо же оставляется деревянным.

Фиг. 1. Руль деревянный.

На железных судах Руль * состоит из рамы, кованой или литой, покрытой листами железа (или меди, если судно ею обшито); если обшивка листами с двух сторон, то внутри рама забирается деревянными брусьями (гаками; см. фиг. 2). Для того, чтобы не потерять Руль *, если он отскочит с петель, к перу прикрепляется обух и к нему привешиваются цепи (сорлинь), другим концом прикрепленные к борту. Об относительной величине руля судят по отношению его площади к величине диаметральной плоскости судна.

Фиг. 2. Руль металлический (стальной), из стальной рамы, забранной внутри деревом и обшитой листами.

На судах парусных и тихоходных Руль * делается узким, чтобы не замедлять ход судна (около 1/40 диаметральной плоскости); на паровых судах площадь делается большая (до 1/30); при этом на больших судах относительная площадь руля меньше, чем на малых. Для уменьшения силы, потребной для вращательного движения Руль *, последний делается иногда балансирным, т. е. делают перо по обе стороны оси вращения (фиг. 3), причем здесь площадь делается больше передней, для того, чтобы Руль *, предоставленный самому себе, приходил в диаметральную плоскость. Неудобство этого Руль * состоит в его тяжести, так как он закреплен лишь в двух точках внизу, у киля и у гельмпорта, и следовательно, должен быть прочнее.

Фиг. 3. Руль балансирный.

Для увеличения поворотливости иногда делают отверстия в пере Руль *; часто употребляется также Руль * носовой, в дополнение к кормовому (у миноносцев); иногда делают двойной Руль * (т. е. с пером из двух параллельных плоскостей, Руль * Жосселя) или же два Руль * кормовых, расположенных один за другим, у бездейдвудных катеров Вайта и т. д.

Руль * Л—н.

Смотрии так же...