Прюдомм, Сюлли

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПРА
ПРЕ
ПРЖ
ПРИ
ПРО
ПРТ
ПРУ
ПРШ
ПРЫ
ПРЭ
ПРЮ
ПРЯ

Прюдомм, Сюлли (Prudhomme) — известный французский поэт, род. в 1839 г. в Париже. Сперва Прюдомм готовился к коммерческой деятельности, очень мало ему симпатичной, но в 1865 г., выдвинувшись сборником стихотворений, отмеченных Сент-Бевом, посвятил себя литературе; за "Stances et po è mes" (1865) последовали: перевод поэмы Лукреция (1866), сборники: "Les épreuves" (1866), "Les solitudes" (1869), "Les é curies d'Augias" (1870), "Croquis italiens" (1870), "Impressions de la guerre" (1870), "Les vaines tendresses" (1875), "Les destins" (1882), "La France" (поэма, 1874), "La r évolte des fleurs" (1874), "Le Zénith" (1878), "Lucrèce", "La justice" (18 78), "La prisme (1886), "Le bonheur" (1888). Прюдомм относили к парнасцам (см.), и он, действительно, сродни им по тщательной отделке формы. Но ему чужда их погоня за формой, их бессодержательная виртуозность; он знает, что выразить в слове всю полноту поэтического замысла невозможно (Au lecteur: "Le meilleur demeure en moi-m ê me — mes vrais vers ne seront pas lus") и видит в изысканной форме лишь единственное средство воплотить сложное содержание. Прюдомм — один из наиболее выдающихся представителей философской лирики. Источник его вдохновения — не мимолетные внешние впечатления, но глубокое раздумье о коренных вопросах бытия; в образной форме небольших размышлений или картинок настроения поэт затрагивает важнейшие вопросы метафизики и этики. Скептицизм, проходящий по всем почти его произведениям, не переходит в отчаяние или призыв к индифферентизму; наоборот, в душе человека он обретает те сокровища, которых тщетно ищет поэт во внешнем мире. Таков основной мотив его двух поэм. В мире нет справедливости — есть злоба, борьба, страдания, — но она есть в совести человека ("Justice"); счастья не найти ни в жизни чувства, ни в наслаждении мышлением, но оно есть — в самопожертвовании ("Bonheur"). Поэт презрительно отворачивается от бессильного уныния Мюссе и зовет людей к работе, к самоотречению, к деятельной любви. Люди имеют обязанности к себе, к отечеству, к человечеству — счастье в исполнении долга. Пусть другие складывают руки перед неумолимостью законов природы и судеб человеческих, он будет бороться, радоваться и страдать вместе с другими людьми. Эти сильные мотивы находят у Прюдомм трогательное, мягкое выражение; его широкая, задушевная мысль остается спокойной, несмотря на глубину его волнения — и это придает его образам особенно нежный отпечаток. Мыслитель, пытающийся поэтическим оком заглянуть в те великие тайны, которые оказываются недоступными рассудочному анализу науки, он все-таки прежде всего лирик, ищущий в поэзии примирения разума и сердца, и находящий его в победе последнего. Кроме поэтических произведений Прюдомм написал две ценные работы по теории поэзии: "De l'expression dans les beaux-arts" (1884) и "R é flexions sur l'art des vers" (1892). Многие стихотворения Прюдомм существуют в русских переводах Плещеева, Андреевского, Познякова, Чюминой, Апухтина и др. Особенно часто переводилось его известное стихотворение "Le vase bris é".

Ср. Bruneti ère, "Evolution de la poésie lyrique" (1895, leç. 14); Coquelin, "S. P., un poète philosophe" (1882); Caro, "Poètes et romanciers" (1888); An. France, "La vie littéraire" (1893); Frary, "E ssais critiques" (1890); Sainte-Beuve, "Nouveaux lundis" (X, 1863—72); Fellier, "Nos poetes" (1887); истории французской литературы Лансона (русс. пер., т. II, М., 1898) и Пелисье (русс. пер., М., 1895); Guyau, "L'art au point de vue sociale"; Цебрикова, " Поэт-мыслитель" ("Русская Мысль", 1887, II).

Ар. Г.

Смотрии так же...