Преступные деяния по должности или по службе

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПРА
ПРЕ
ПРЖ
ПРИ
ПРО
ПРТ
ПРУ
ПРШ
ПРЫ
ПРЭ
ПРЮ
ПРЯ

Преступные деяния по должности или по службе — составляют особую категорию деяний, которые могут быть учиняемы не всеми гражданами, а только органами государственной или общественной власти. Основная их особенность заключается в том, что они выделяются в самостоятельную группу не по объекту посягательства, а по субъекту; ввиду этого в отличие от всех прочих общих Преступные деяния по должности или по службе деяний они именуются особенными. Составители проекта уголовного уложения первоначально предполагали и этого рода Преступные деяния по должности или по службе посягательствам придать характер деяний общих. Тридцать шестая глава первого проекта была озаглавлена "Злоупотребление службой", и действие всех стоявших под этим заголовком статей предлагалось распространять не только на органы власти, но также и на всех граждан, воспользовавшихся для совершения деяния образом действий законного органа власти. При окончательном редактировании проекта вследствие единодушных возражений со стороны всех лиц и ученых юридических обществ, доставивших свои замечания, эта совершенно своеобразная и ничем не оправдываемая конструкция была устранена. В проекте 1895 г. глава XXXV носит заголовок: "Преступные деяния по должности или по службе деяния по службе государственной и общественной". Как правильнее называть рассматриваемые посягательства: Преступные деяния по должности или по службе деяния по службе или по должности — вопрос в литературе спорный. Разница в названии имеет существенное значение, ибо понятия "служба" и "должность", "служащий" и "должностное лицо" не совпадают. Причина спорности вопроса коренится в том, что, не покрывая друг друга, эти понятия, взятые каждое в отдельности, представляются односторонними. Рассуждая теоретически, нельзя не признать, что возможность совершения недоступных частным лицам Преступные деяния по должности или по службе деяний создается не столько фактом нахождения на службе, сколько осуществлением должности, т. е. определенных полномочий власти: можно отправлять должность и не пользуясь правами службы, например по найму или на основании повинности, и следовательно, термин Преступные деяния по должности или по службе деяния по должности более правилен. С практической точки зрения, однако, преимущества лежат на стороне термина "Преступные деяния по должности или по службе деяния по службе", так как в каждой отрасли управления далеко не все органы власти, несомненно могущие совершать особенные служебные или должностные Преступные деяния по должности или по службе деяния, занимают постоянные, с точно определенными предметами ведомства, должности — например чиновники особых поручений, причисленные к министерству, писцы и мн. др. Проект угол. улож., принимая последний термин, постановляет: "служащим почитается как орган государственной или общественной власти, занимающий должность или исполняющий временное поручение по службе, так и служитель сей власти". Не имея возможности самостоятельно совершать служебные или должностные Преступные деяния по должности или по службе деяния, частные лица могут, однако, быть участниками их. Старая практика наша допускала в таких случаях квалификацию на основании статей закона, предусматривающих виновность служащих; но в 1873 г. воспоследовало высочайше утвержденное мнение государственного совета, которым разъяснено, что участие частного лица в служебном деянии может быть почитаемо Преступные деяния по должности или по службе лишь тогда, когда совершенное им заключало само по себе признаки общего Преступные деяния по должности или по службе деяния (например участие в служебном подлоге), и что ответственность его должна определяться как за участие в том общем деянии (см. Реш. сената 1882 г. № 4 0, 1884 г. № 13 и мн. др.). Должностные или служебные наказуемые деяния распадаются на деяния Преступные деяния по должности или по службе в собственном смысле, преследуемые в судебном порядке, и дисциплинарные нарушения или провинности, облагаемые взысканиями в порядке дисциплинарном (см. Власть дисциплинарная, Дисциплинарное право, Дисциплинарное производство). Относительно разграничения дисциплинарных нарушений существуют две теории: одна (Гефтер, Бернер, Шютце) признает дисциплинарные нарушения частным видом служебных Преступные деяния по должности или по службе деяний, выделяемым главным образом по признаку маловажности; другая (Лабанд, Коркунов) считает, что дисциплинарная ответственность имеет совершенно самостоятельное, независимое от уголовной, значение и что дисциплинарные нарушения в самом существе своем отличны от общего понятия должностных Преступные деяния по должности или по службе деяний. Действующее уложение о наказаниях, а равно проект уголов. уложения стоят на почве первой теории и конструируют состав дисциплинарных нарушений на одинаковом с Преступные деяния по должности или по службе деяниями основании, т. е. описывают признаки каждого нарушения и точно определяют пределы его наказуемости; разница между ними в данном отношении лишь та, что действующее уложение заносит все дисциплинарные нарушения в свои определения, а проект выделяет их в особый устав о дисциплинарных провинностях. По общему правилу, усвоенному новейшими кодексами, служащие подвергаются по суду за служебные Преступные деяния по должности или по службе деяния общим наказаниям, иногда лишь с некоторыми дополнениями — удалением от должности, увольнением от службы и т. п.; старые кодексы нередко создавали для них специальную карательную систему. Такая система имеет особенное развитие в нашем действующем уложении о наказаниях (см. Лестница наказаний). Наиболее типичные должностные или служебные Преступные деяния по должности или по службе деяния: взяточничество, или лихоимство, неправосудие, бездействие и превышение власти, нарушения правил, регулирующих сношения между начальниками и подчиненными, нарушение служебной тайны, притеснение, стачка служащих с целью выхода в отставку. В положительных законодательствах круг этих деяний несколько увеличивается включением постановлений о таких общих Преступные деяния по должности или по службе посягательствах (подлог, присвоение и растрата вверенного имущества, противодействие власти и др.), в отношении которых совершение их служащими или должностными лицами видоизменяет ответственность. Действующее уложение о наказаниях трактует настоящий вопрос до последней степени дробно и казуистично. Кроме особого раздела о преступлениях и проступках по службе государственной и общественной, более 300 статей, посвященных тому же предмету, раскинуто по другим разделам. Наиболее употребительный в уложении термин для обозначения субъекта — "должностное лицо", но рядом встречаются и другие: "чиновник", "лицо, состоящее на службе" и даже общие выражения: "кто" или "виновный". Подробное исследование вопроса см. "Объяснения к проекту редакционной комиссии" (т. VIII) и "Замечания на проект уголовн. отдел. СПб. юридич. общества" (СПб., 1893).

К.-К.

Смотрии так же...