Прелюдия (наигрыш, praeludium — лат., pr é lude — франц., voluntary — англ., Vorspiel — нем., от pre — прежде и lusus — игра) — непродолжительная игра на каком-нибудь инструменте перед началом пьесы. Прелюдия в смысле фантазии не имеет определенной формы. В лютеранской церкви она исполняется органистом для приготовления прихожан к пению хорала; главная тональность Прелюдия в таком случае та же, что и в хорале, и в Прелюдия входят отрывки хорала в виде мотива. У Баха хоральная Прелюдия иногда строилась полифонически, например в имитативной форме, в виде фугетты на тему, взятую из хоральной мелодии. Более определенную форму Прелюдия получила у Баха в его собрании "Прелюдий и фуг" ("Das Wohltemperirte Clavier"), где Прелюдия приближается иногда к двух- или трехколенному складу. Такие Прелюдия в тематическом отношении не имели ничего общего с фугой, но писались с ней в одной и той же тональности. В новейшее время принято называть Прелюдия краткие пьески в сжатой коленной форме, которые именно вследствие своей сжатости, могли бы предшествовать пьесе в одной тональности с Прелюдия Знаменитые фортепианные Прелюдия Шопена отличаются такой силой вдохновения, такой самобытностью и законченностью, что их исполняют в концертах самостоятельно, как пьесы. Инструментальное вступление к опере, не имеющее установленной формы увертюры или рондо, называют в настоящее время тоже Прелюдия Введение, или интродукция, предшествующие какому-нибудь сочинению, но в него включенные и имеющие с ним органическую связь, не называются Прелюдия; поэтому самостоятельную прелюдию, которую можно приставить к разным сочинениям, имеющим с ней одну и ту же тональность, нельзя называть введением, или интродукцией. Postludium есть отыгрыш в виде фантазии, исполняемый в лютеранской церкви по окончании богослужения, во время выхода прихожан из церкви. Иногда вместо Прелюдия исполняется какая-нибудь органная концертная пьеса.
Н. С.