Прадон

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПРА
ПРЕ
ПРЖ
ПРИ
ПРО
ПРТ
ПРУ
ПРШ
ПРЫ
ПРЭ
ПРЮ
ПРЯ

Прадон (Nicolas Pradon, 1630 или 1632—1698) — французский писатель. В истории французской словесности XVII в. Прадон принадлежит столь же отрицательная роль, как Палиссо (см.) в XVIII ст., с той разницей, что последний был гораздо талантливее. Прадон принадлежал к группе ярых противников Буало, вроде Котэна, Бурса, Боннкорса и др., которые, негодуя на сатирика за нападки на современные ему литературные авторитеты, обрушились на него с целым рядом полемических сочинений. Три из этих сочинений принадлежат Прадон — "Nouvelles remarques sur les ouvrages du sieur D***", "L e triomphe de Pradon" (1686), "Le satyrique franç ais expirant"(1689); все они переполнены враждебными выходками, даже ругательствами по адресу Буало. По отношению к Расину Прадон также сыграл отрицательную роль; когда в 1677 г. должна была впервые идти на сцене "Федра", партия врагов и завистников Расина, руководимая герцогиней Бульонской, ее братом герцогом Невером, г-жей Дезульер и др., решила провалить пьесу и нашла союзника в лице Прадон Каким-то путем удалось разузнать некоторые подробности относительно плана и содержания трагедии, которую писал тогда Расин, и Прадон было поручено как можно скорее написать пьесу на ту же тему, чтобы получить возможность обвинить Расина в плагиате. Этот замысел потерпел фиаско, но интриг, подсаживания в ложи нарочно нанятых лиц и т. д., устроено было так много, что "Федра" Расина прошла на первых представлениях без успеха, а слабая трагедия Прадон "Ph è dre et Hippolyte" вызвала шумные рукоплескания на сцене театра Gu éné gaud. Трагедии Прадона редко поднимаются выше посредственности; они вызвали в свое время целый ряд эпиграмм (Расина, Ж.-Б. Руссо и др.), осмеивавших их педантизм, невежественность, отсутствие художественного вкуса, непонимание классической древности. Иногда тон этих эпиграмм, быть может, слишком уж беспощаден; в тех редких случаях, когда Прадон, вместо того, чтобы соперничать с Расином, пробовал писать трагедии в духе Корнеля, создавая героическия личности (напр., "R é gulus"), он все же достигал известных результатов, так что иные сцены производят впечатление и теперь. Он написал всего 11 трагедий, из которых были напечатаны семь: "Pyrame et Thisb é" (1674), "Tamerlan ou la mort de Bajazet" (1676), "Phèdre et Hippolyte" (1677), "La Troade" (1679), "Statira" (1679), "Ré gulus" (1688), "Scipion l'Africain" (1697). Другие сочинения его — небольшие стихотворения в легком жанре и направленная против Расина комедия "Le jugement d'Apollon sur la Ph èdre des anciens". Cp. Deltour, "Les ennemis de Racine au XVII siè cle" (Прадон, 1892, 5 изд.); Petit de Juleville, "Histoire de la langue et de la li ttérature franç aise" (т. 5, вып. 36); Ferd. Lotheissen, "Geschichte der franz ö sischen Literatur im XVII Jahrhundert" (B., 1884, т. IV); Adrien Dupuy, "Histoire de la litt érature française au XVII siè cle" (Прадон, 1892). К русскому переводу "Федры" Расина, Л. И. Поливанова (Москва" 1895), приложена заметка о "Федре и Ипполите" Прадон

Ю. Веселовский.

Смотрии так же...