Пизано, художники

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПИА
ПИБ
ПИВ
ПИГ
ПИД
ПИЕ
ПИЖ
ПИЗ
ПИИ
ПИЙ
ПИК
ПИЛ
ПИМ
ПИН
ПИО
ПИП
ПИР
ПИС
ПИТ
ПИУ
ПИФ
ПИХ
ПИЦ
ПИЧ
ПИШ
ПИЩ
ПИЭ
ПИЯ

Пизано, художники (Pisano) — четыре итальянских художника: 1) Николо П. (род. в начале XIII стол., ум. около 1280 г.) — знаменитый скульптор, родом из Апулии, прибыл в Пизу уже вполне зрелым художником. Главная заслуга Пизано заключается в том, что он, отрешившись от византийской традиции, старался возродить в пластике античный стиль. Вопрос о том, под каким влиянием Пизано проникся классическим духом, остается до настоящего времени открытым, хотя и существует весьма правдоподобное предположение, что этот мастер во время своего пребывания в Южной Италии имел случай видеть и изучать местные памятники древнегреческого искусства. Первое по времени произведение Пизано (1233) — рельеф "Снятие со Креста" (находящийся в притворе церкви св. Мартина, в Лукке) — еще имеет некоторые характерные особенности, какими отличаются скульптуры романского периода. Главная же его работа, великолепная мраморная кафедра в пизанской крестильнице, исполненная в 1260 г., уже сильно отзывается античным искусством. Она представляет собой как бы шестигранный ящик, поддерживаемый снизу шестью колоннами, из которых три стоят на спинах львов, седьмая же, подпирающая середину ящика, — на группе из трех человеческих фигур (еретика, грешника и некрещеного), грифа, собаки и льва, держащих между передними лапами баранью и бычачью головы и сову. Капители угловых колонн соединены между собой арками; на угловых полях, образуемых этими арками, изваяны пророки и евангелисты, на самих же капителях поставлены аллегорические фигуры шести добродетелей. Бока ящика украшены пятью рельефами, изображающими: Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов, Принесение Младенца Христа во храм, Распятие и Страшный Суд. Хотя в этих рельефах еще отчасти сохранены типы, установленные византийским искусством, однако общий характер композиций, фигуры и выдержанность строгого барельефного стиля знаменуют собой возрождение античной пластики. Классический стиль, проявившийся в этом произведении, в более смягченном виде выступает в других работах Пизано, а именно в рельефе саркофага св. Доминика (в церкви C.- Domenico в Болонье) и в кафедре Сиенского собора, исполненной художником в 1266 г. при участии его сына Джованни. Она сильно напоминает кафедру пизанской крестильницы, но отличается от нее более роскошной орнаментацией; к сценам из жизни Спасителя здесь прибавлены две: "Избиение младенцев" и "Бегство в Египет"; первая из них, а также "Распятие" отличаются великолепно переданным движением и пафосом. Кроме означенных работ, Николо Пизано исполнил в сотрудничестве с Джованни великолепный фонтан в Перуджии (1277). 2) Джованни П. (род. ок. 1250, ум. ок. 1328) — сын предыдущего, скульптор, архитектор и ювелир. В противоположность своему отцу, Пизано не попал под влияние античных образцов, но, познакомившись с произведениями Джотто, старался, подобно ему, передавать глубокое чувство и религиозное настроение. Такое стремление Пизано ярче всего выразилось в рельефах фасада Орвиетского собора, над украшением которого он начал работать вместе с другими учениками своего отца в 1290 г. Эти рельефы воспроизводят историю грехопадения и искупления вплоть до Страшного Суда; изображенные в них сцены отличаются удивительными для той эпохи натурализмом и эффектностью — качествами, особенно ясно выказывающимися в моделировке нагого человеческого тела. Стремление оттенить в рельефах духовную жизнь представленным лицам при недостаточной еще выработанности технических средств для того по необходимости привело художников к излишней резкости, угловатости и преувеличениям. К той же ранней поре деятельности Пизано относятся скульптуры главного алтаря в соборе Ареццо — произведения, исполненного в готическом стиле и на котором изображены сцены из легенды о св. Донате (1286). Сильной страстностью отличается изваянный Пизано рельеф кафедры в црк. Сант-Андреа в Пистойе, в котором художник изобразил Рождество Христово, Поклонение волхвов, Избиение младенцев, Распятие и Страшный Суд (1300). В 1304 г. Пизано исполнил гробницу папы Бенедикта XI (находящуюся в црк. Сан-Доменико в Перуджии). Из прочих скульптурных работ этого художника следует отметить значительное количество статуй Мадонны (самая известная из них, так называемая Мадонна дель-Фиоре, украшает собой южный портал флорентийского собора), чашу для святой воды в церкви Сан-Джованни в Пистойе и гробницу Энрико Скровеньи в црк. Санта-Мария-дель-Арена в Падуе. Из архитектурных произведений Пизано по всей справедливости славятся Кампо-Санто в Пизе и фасад Сиенского собора. Пизано как ювелиру приписывают изобретение плоской эмали, которая будто бы была им впервые пущена в дело при украшении главного алтаря Ареццского собора. 3) Андреа Пизано (род. ок. 1270 г., ум. ок. 1349 г.) — скульптор и литейщик, родом из Пентедеры, свою художественную деятельность начал в Пизе и Карраре. Будучи приглашен потом во Флоренцию, он украсил фасад тамошнего собора скульптурными работами, из которых в настоящее время уцелели лишь две фигуры апостолов (находящиеся в палаццо Строцци). Главная заслуга Пизано состоит в возрождении древнего литейного искусства; в своих бронзовых произведениях он отличался умелой композицией и точным соблюдением правил передачи расстояний и сокращений рельефными планами. Самые замечательные из рельефов Пизано, изображающие ряд сцен из жития св. Иоанна Предтечи, украшают собой двери флорентийской крестильницы; модели этих рельефов были вылеплены в 1330 г., самые же двери отлиты из бронзы венецианцем Лионардо ди-Аванцо. Среди прочих произведений Пизано особенно замечательны барельефы колокольни Флорентийского собора, представляющие ветхозаветные сцены и эпизоды истории древнего искусства. В 1345 г. Пизано заведовал мозаичными работами по украшению фасада Орвиетского собора. 4) Нино Пизано (ум. ок. 1364 г.) — сын предыдущего, скульптор, учился у своего отца и помогал ему в вышеупомянутых мозаичных работах. По возвращении своем в Пизу он окончил начатую Андреа Пизано Мадонну в црк. Санта-Mapия Новелла и изваял статую Богородицы с двумя ангелами для црк. Санта-Mapия дель-Фиоре. Естественность и грация составляют отличительные черты творчества этого мастера, особенно хорошо умевшего воспроизводить складки драпировок. Из работ Пизано, сверх вышепоименованных, следует отметить: гробницу архиепископа Симона Сальторелли в црк. св. Екатерины в Пизе и "Мадонну, кормящую Младенца своей грудью" в црк. Санта-Мария делла-Спина, в том же городе. 5) Томмазо П. — брат предыдущего, скульптор и архитектор, сочинил в 1364 г. план дворца дожа Джованни дель-Анджело-де-Конти, а также соорудил гробницу для супруги последнего.

А. А. С—в.

Смотрии так же...