Опиц, Мартин

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
О ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЕ ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЭ ОЯ
ОПА
ОПЕ
ОПЗ
ОПИ
ОПЛ
ОПО
ОПП
ОПР
ОПС
ОПТ
ОПУ
ОПЫ
ОПЬ

Опиц, Мартин (Opitz) — немецкий поэт (1597—1639), родом из Силезии. Двадцати лет от роду выступил с небольшим трактатом: "Aristarchus sive de contemptu linguae teutonicae", в котором защищал право родного языка на литературную жизнь и доказывал, что немецкий язык не менее франц. или итальянского способен создать новую литературу, по великим образцам классической древности. В 1619 г. Опиц примкнул в Гейдельберге к кружку молодых поэтов, группировавшихся вокруг Цинкгрефа и стремившихся к созданию национальной поэзии. В 1620 г. кружок этот, вследствие военных событий, рассеялся, и Опиц бежал в Голландию, где приобрел расположение Даниила Гейнзиуса, оду которого на рождение Христа он перевел еще в Гейдельберге. В 1622 г., по приглашению князя семиградского Бетлена Габора, Опиц сделался преподавателем философии и изящных искусств в высшей школе Вейсенбурга. Здесь он написал описательно-дидактическую поэму: "Zlatna (название живописного поселка в Семиградии) oder von Ruhe des Gem ü ts" и начал обширный, но оставшийся неоконченным труд о древностях Дании ("Dacia antiqua"). Тоска по родине побудила его вернуться в Силезию (1623); он поступил на службу к герцогу лигниц-бригскому. В 1625 г. Опиц посетил Вену, где преподнес императору Фердинанду II оду на смерть эрцгерцога Карла, за что император собственноручно короновал его поэтическим венком, а в 1628 г. возвел его в дворянство, под именем Опица фон-Боберфельда. В 1629 г. так наз. "плодоносное общество", учрежденное в Веймаре для очищения нем. яз. и первоначально относившееся неприязненно к стремлениям Опиц, избрало его своим членом, присвоив ему прозвище "увенчанного". В 1626 г. Опиц, будучи протестантом, поступил секретарем к графу Карлу-Ганнибалу фон-Дона, прославившемуся жестокими преследованиями протестантов; по его поручению, Опиц перевел полемическое сочинение иезуита Бекануса против протестантов (1631). Служба при графе доставила Опиц возможность посетить, в 1630 г., Париж, где он познакомился с Гуго Гроцием, трактат которого об истине христианства перевел на немецкий язык, в стихах. В 1634 г. Опиц поселился в Данциге. За оду в честь польского короля Владислава IV назначен был королевским секретарем и историографом Польши; приступил к изучению сарматских древностей, но в то же время много занимался древненемецкой поэзией и издал с латинскими примечаниями "Песнь о св. Анноне" (Данциг, 1639), оригинал которой затерян. Значение Опиц в истории нем. литературы покоится не на его поэтических произведениях, а на установленных им теоретических правилах пиитики, приведших к реформе нем. метрики и к усвоению в Германии поэтического стиля возрождения. Его "Книга о немецкой поэтике" ("Buch von der deutschen Poeterey", Бресл., 1624; нов. изд. Галле, 1876), в сущности представляющая собой лишь переложение лат. пиитики Скалигера (1561), с прибавкой кое-чего из Ронсара и Гейнзиуса, явилась выражением давно уже назревшей системы и послужила главным учебником для последующего времени. Главнейшая заслуга Опиц заключается в том, что он положил конец силлабическим стихам XVI в., в которых метрический акцент мог падать на слог без ударения, и установил на твердых началах новую метрику, сущность которой сводится к тому, что ударяемый слог считается за долгий (стихосложение тоническое). Вместе с тем Опиц стремился перенести в нем. поэзию ту поэтическую технику, которой держались гуманисты на лат. языке. Он старался возвысить язык поэзии над обыденной речью, умножить поэтические прилагательные, ввести сравнения, благозвучные сложные слова, найти подходящее применение античной мифологии и другой учености, заимствовать у древних риторические фигуры и др. поэтические средства. Подобно нашему Ломоносову, Опиц устанавливал для каждого вида поэзии особый стиль. Существо отдельных видов поэзии он определял самым внешним образом; так, эпос, по его словам, отличается обширностью, трагедия трактует о королевской воле, убийстве, отчаянии, пожарах и т. п. Хотя во введении поэтического стиля возрождения Опиц имел предшественником более талантливого Веккерлина (см.), а после него явился целый ряд пиитик, лучше отделанных, тем не менее с именем Опиц до эпохи Фридриха Великого связывалось в Германии не только улучшение метрики, но и начало новой литературной эпохи. В течение столетия поэзия Опиц считалась в Германии непревзойденным образцом. Никогда, замечает Шефер, поэт со столь малым правом не достигал видного положения в истории литературы, как Опиц Он имел небольшой талант, пригодный для легкой поэзии; ему удавалась общественная песнь, до известной степени и песнь религиозная, но, в качестве теоретика, он брался за торжественные оды, трагедии и обширные поэмы — и в результате получались посредственные произведения, написанные плавными стихами и чистым языком, но чуждые всякого вдохновения. Его "Пастораль о нимфе Герцинии" ("Sch ä fferey von der Nymphe Hercinie", 1630) — скучная прозаическая идиллия, сводящаяся к лести покровителям. Его описательные поэмы, из которых наиболее удачной считается "Vesuvius", часто прозаичны. "Утешительные песни в превратностях войны" ("Trostgedichte in Widerw ä rtigkeit des Kriegs") наряду с ярким изображением ужасов, разразившихся над Германией, и с сильными выходками против религиозных насилий, представляют нескончаемые рассуждения, свидетельствующие о душевной сухости поэта. Опиц может считаться типическим представителем нем. поэтов XVII в., с их низкопоклонством перед сильными мира и жаждой внешних отличий. Опиц — автор первой нем. оперы: его "Daphne", представляющая свободную переделку Дафнэ Ринуччини, была дана на сцене в Торгау в 1627 г. (музыка Шютца). Собрания соч. Опиц были трижды изданы при жизни его; 4-е издание, подготовленное еще самим Опиц, вышло в Данциге в 1641 г. Издание, вышедшее в Бреславле в 1690 г., неполно и весьма неудовлетворительно. Критическое издание соч. Опиц, предпринятое Бодмером и Брейтингером (Цюрих, 1745), осталось неоконченным, не выдержав конкуренции с менее удовлетворительным изданием Триллера (Франкф., 1746). Избранные стихотворения Опиц изд. Титтманн (Лпц., 1869) и Эстерли (в K ü rschners's "Deutsche Nationallitteratur", т. 27). Памятник Опиц, работы Михаэлиса, поставлен в Бунцлау в 1877 г. Ср. Gottsched, "Lobrede auf Опиц" (Лпц., 1839); Palm, "Be iträ ge zur Geschichte der deutschen Litteratur des XVI und XVII Jahrh." (Бресл., 1877); Borinski, "Die Kunstlehre der Renaissance in Opitzens Buch der deutschen Poeterei" (Мюнх., 1883); соч. о том же Fritsch'a (Галле, 1884) и Bergh ö ffer'a (Франкф. на Майне, 1888). "Aristarchus" и пиитику Опиц, с обширным введением, изд. Witkowski (Лпц., 1888). Этюд о влиянии на Опиц голландцев, особенно Гейнзиуса, написал Muth (Лпц., 1877).

Смотрии так же...