Нонн, греческий поэт

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Н НА НГ НЕ НЁ НИ НО НР НУ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НОА
НОБ
НОВ
НОГ
НОД
НОЕ
НОЖ
НОЗ
НОЙ
НОК
НОЛ
НОМ
НОН
НОО
НОП
НОР
НОС
НОТ
НОУ
НОФ
НОХ
НОЦ
НОЧ
НОШ
НОЭ
НОЯ

Нонн, греческий поэт (Νόννος) — даровитый греческий поэт послеклассического периода, родом из Панополиса в Египте. Обстоятельства жизни его неизвестны. Из собственных его произведений оказывается, что он в позднейшие годы жизни перешел в христианство. На основании биографий его подражателей можно предположить, что он жил в начале V в. Большая поэма, увековечившая его имя — "Δισνυσιακά" — содержит 48 песен, т. е. столько же, сколько в Илиаде и Одиссее вместе. Содержанием ее служит фантастический поход бога Дионисия против Индии, еще до Нонн, при имп. Диоклетиане, воспетый поэтом Сотерихом. В главный миф Нонн внес большое количество других мифов, так что сочинение его совершенно лишено единства. Описанию похода предшествует 12 песен; рассказ не заканчивается победой над царем Индии Дериадом, а следует еще длинное, полное всевозможных приключений описание возвращения. У Гомера Нонн перенял лишь то, что из семи годов войны описывает лишь последний. Правил поэтики Аристотеля и Горация он совершенно не знает. Чрезмерная фантазия не дает ему возможности поддержать даже единство лица; он начинает более чем издалека — с посещения Европы Зевсом и лишь в VIII-й песне приходит к рождению Диониса. Всяким случаем он пользуется, чтобы вплести какой-либо рассказ; упоминая, например о затмении Солнца, он считает нужным подробно рассказать миф о Фаэтоне (38 песнь). Нонн пересказывает почти все мифы о превращениях, которыми воспользовался в "Метаморфозах" Овидий, но с гораздо большей детальностью и без всякого чувства меры; пластической ясности, естественности и верности природе у него нет; преобладают гиперболы и т. п., напр. молодой бог пляшет в утробе матери (8, 27), Киферон проливает слезы (5, 327), Атлас вертит небо. Тем не менее, y него есть и изящные рассказы, напр. миф об Икарии и Эригоне (47, 1 — 214) или под сильным влиянием Гомера написанный рассказ о решительном бое между Дионисом и Дериадом. Самый стих у Нонн чрезвычайно выработан и чист; почти никогда в том же гекзаметре не встречается 2 спондеев, цезура почти всегда ставится после третьего трохея, язык очень богат, но в конце стихов он часто повторяет одни и те же выражения. Несмотря на все недостатки, Нонн — поэт с несомненным дарованием, полный огня и творчества, перенесший нежность и прелесть буколической жанровой поэзии, равно как и полуфривольные, полусентиментальные описания эротиков, на почву эпической поэзии. Нонн написал еще "Гигантомахию" и "Бассарика", от которых почти ничего не сохранилось. Дошла метрическая парафраза евангелия от Иоанна. Она написана, Нонн вероятно, в старости, после перехода в христианство; сохранилась в ней лишь дифирамбическая напыщенность речи, без прелести эпизодов и чувственности в изображении. Поэму Нонн издавали Gr ä fe (Лпц., 1819—26) и K öchly (Лпц., 1858), метафразу — Пассов (Лпц., 1834) и Scheindler (Лпц., 1881).

Ср. Ludwich, "Beitr ä ge zur Kritik des Nonnos" (Кенигсберг, 1873); K ö hler, "Ueber die Dionys des N." (Галле, 1853); Wild, "Die Vergleiche des Nonnus" (Регенсб., 1886).

A. M. Л.

Смотрии так же...