Никанор, архиепископ херсонский и одесский

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Н НА НГ НЕ НЁ НИ НО НР НУ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НИА
НИБ
НИВ
НИГ
НИД
НИЕ
НИЖ
НИЗ
НИЙ
НИК
НИЛ
НИМ
НИН
НИО
НИП
НИР
НИС
НИТ
НИФ
НИЦ
НИЧ
НИШ
НИЩ
НИЯ

Никанор, архиепископ херсонский и одесский (в миру Александр Иванович Бровкович, 1827—1890) — духовный писатель; окончил курс в С.-Петербургской духовной академии, был ректором в нескольких духовных семинариях и в Казанской духовной академии, затем последовательно викарием донской епархии, епископом уфимским и мензелинским, архиепископом херсонским и одесским. Главнейшие сочинения Никанор: "Позитивная философия и сверхчувственное бытие" (СПб., 1875—88), "Разбор римского учения о видимом главенстве в церкви, сделанный на основании Священного Писания и Предания первых веков христианства" (СПб., 1856—58), "Церковь и государство. Против гр. Л. Толстого" (СПб., 1888), "Против гр. Льва Толстого 8 бесед" (Одесса, 1891), "Происхождение и значение штунды в жизни русского народа" (Одесса, 1884), "Направление и значение философии Николая Грота" ("Прав. Обозр", 1886, 10), большое количество "бесед" и "поучений". Никанор имеет значение как духовный оратор и как философ. Сочинение Никанор: "Позитивная философия и сверхчувственное бытие" свидетельствует о значительном философском даровании и об обширной научной и философской эрудиции. В труде Никанор критический анализ множества философских трудов, иностранных и русских, ведется одновременно с изложением собственных воззрений. Первый том посвящен гносеологии, причем автор старается доказать "сверхчувственность материи" и настаивает на "совершенном единстве корней" в гносеологических основаниях у естественно-философской науки и богословской. Главная цель автора — разъяснить, что "позитивным философским методом можно доказывать бытие как бессмертного человеческого духа, так и всесовершенного Духа Божественного". Никанор утверждает, что о Боге, Его бытии и свойствах, равно как и о бытии и бессмертии личного человеческого духа, мы имеем знание, которое приобретаем даже чувственным путем и представляется познанием самым философским, самым позитивным, самым научным. Раскрыть это он стремится "не иначе как современным философским, возможно позитивным, возможно научным методом". На Никанор имела влияние система Платона и Лейбница; влияние первого видно в его учении об идеях или идеалах, влияние второго — в учении о бессознательном разуме. Отношение разума бессознательного к сознательному, теоретического — к практическому иллюстрируется своеобразными рисунками и схемами в духе Раймунда Люллия (см.). Критическая сторона сочинения Никанор заслуживает большего внимания, чем его положительные воззрения. Об одном из первых сочинений Никанор ("Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками", СПб., 1861), изд. под инициалами Александра Б., см. Библиография. Посли смерти Никанор появилась любопытная статья его: "Из истории ученого монашества 1860-х годов" ("Русское Обозрение" 1896 г., 1 и 2).

О Никанор см. "Русский Паломник" (1887, № 6, биографические сведения). О философии Никанор см. Ибервег-Гейнце, "История новой философии", а также заметку Вл. Соловьева в "Православном Обозрении" (1877, 5).

Э. Р.

Смотрии так же...