Мышь — В разных сказках и повестях, древних и новых, разработан мотив о вражде Мышь и кошек. Индийские авиданы, басни Эзопа и Федра заключают в себе этот мотив в чистом виде или с заменой кота хорьком. Сюда примыкают лубочные картинки и детские игры. Встречаются индийские сказки о том, как Мышь кота судили, западно-европейские и рус. — о войне Мышь с котами, русские — о том, как Мышь кота хоронили. К этому разряду сказок примыкает древняя батрахомиомахия — война Мышь с лягушками. Во многих сказках Мышь, не вступая в битву с другими животными из-за собственных интересов, принимают участие в сражениях людей и помогают слабейшему. Этот мотив вошел в религиозно-мифические предания древних народов и встречается, между прочим, у Геродота (II, § 141) и Страбона (XII, 1, 4 8), в китайских летописях, в русских былинах о Вольге, в монгольских сказках. В основе этого мотива, по-видимому, лежит тотемизм. Далее, известно много сказок, повестей и басен (в Панчатантре, у Эзопа и др.), где Мышь является в роли благодарного и благодетельного животного, спасает человека от смерти, указывает средство от болезни, помогает и слонам, и львам. Сказки на мотив о благодарной Мышь распространялись литературным путем, переходя из сборника в сборник, проникая затем и в народную среду, в устной передаче. Особенно широкое распространение получил литературный мотив о белой и черной Мышь — символах дня и ночи, взятый из популярной индийской повести о Варлааме и Иоасафе. Существует множество поверий и сказок, где Мышь служит зооморфическим образом души. Душа оставляет сонного человека и в виде М . странствует по свету — таково обычное содержание сказок этого рода. Мышь вошла также в обширный круг демонологических сказаний, причем общее в древности зооморфическое представление души в виде Мышь было специализировано и ограничено ведьмами, колдунами и чертями. Так, по белорусскому поверью Мышь, замеченная в могиле при погребении покойника, означает, что черт, в виде Мышь, идет за душой злого человека. В малорусских сказках обычно превращение ведьмы в Мышь По сближению с демонами Мышь вошла в ворожбу; в судебных процессах о колдовстве встречаются указания, что засушенных Мышь держали в трубе, подкуривали ими и т. д. На сближении души и Мышь построены сказания о том, как Мышь съели могущественного, но жестокого человека, губившего людей (напр. известные сказания об епископе Гаттоне, о Попеле). Сказания эти были популярны в средние века и вошли в хронику Кадлубка. В древних повестях и в народных сказках поздней записи изредка встречается мифический мотив о Мышь, как символе ночи: это — сказки о гонимой царевне, которая скрывается от врагов, надев мышиное платье. Все отмеченные здесь представления Мышь и некоторые другие подробно разобраны Сумцовым в статье: "Мышь в народной словесности" (VIII кн. "Этнографич. Обозрения", 1891).
Н. Сумцов.