Мудрости свободные

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МУА
МУГ
МУД
МУЖ
МУЗ
МУИ
МУЙ
МУК
МУЛ
МУМ
МУН
МУО
МУР
МУС
МУТ
МУФ
МУХ
МУЦ
МУЧ
МУШ
МУЭ
МУЯ

Мудрости свободные — общеупотребительный в русской литературе XVII и частью XVI столетия термин, которым обозначались следующие, постоянно располагаемые в одном и том же порядке семь наук: грамматика, диалектика, риторика, музыка, арифметика, геометрия и астрономия. Примером определений этих наук может служить следующее, заимствованное из арифметической рукописи № 681 Румянцевского музея, написанной в первой полов. XVII в. "Пятая мудрость в семи великих мудростях нарицается Арифметика. Сия мудрость есть изыскана древними философиями остропаримого разума; нарицается арифметика сиречь счетная, арифмос по-гречески счет толкуется. Ей же состоится численная всякая мудрость: сим бо числом можем числить всякий счет малый и великий, елико можно постигнута человеческому разуму. А может в сие число вместили всякое множественное число, елико есть в твари сей, но не постижно есть нам, ниже нарещи возможно, а елико можем, то все сей мудростью состоится. Сим бо числом не только земное наше числение именуем, но и небесным силам многажды касаемся, яко тысячи тысячами ангел и тьмы тьмами архангел..... Это есть от Бога свободная мудрость высоко зрительного и остро мысленного разума и добродатное придарование человеческое. Мной человек превосходит бессловесное неразумие. Аз бо есть своими легкими крыльями парю ввысь под облака, еще и несть меня там. Аз заочные, невидимые и предъочные дела объявляю: в солнечном же и в лунном течении разум многим подаю; и в морском плавании и в земном верстании наставляю и меру указую.... И сего ради отъедете от меня иже меламколиею обдержаны суть и у которых мозги с черной желчью смешаны; а моим учеником достоит иметь суптильный, чистый и высокий разум". Из определений некоторых других свободных мудростей достаточно привести следующие места. "Кто книжные письмена устраняет или стихи соплетает, или повести изъясняет, или послания посылает, или что таковых составляет: то все мной, грамматикой, сникает. Понеже на времена развожу и на числа разочту, и на лицо расскажу, и на падения уклоню (просклоняю), и на супружества сведу (проспрягаю), степени рассужу и роды разберу". "Что чудится и на меня зряще помышляете, и ко мне мнимого ради строптивства не приступаете? Не есть такова, еже вы мните мнительством, но есть мудрая зрительством, есть бо велика и честна и естеством свободна, едина от седми мудростей. Диалектика по еллинех, по сладчайшему же ми словенскому языку словесница нарицаюся, селение же имам и соуз общего рачительства с премудрой грамматикой и с красовитой риторикой: одесную мене первая и ошуюю другая". "Есть бо от седыми честная и великая свободная мудрость, Риторика нарицаюсь, сиречь хитроречия источник. Тем примите меня с любовным вожделением, аз же дамся вам с быстрым светлоречием: аз бо есть мудрость сладкогласного речения, аз сладость дивного сказания, аз доброта неоскудеваемого богатства, аз сокровище не крадомого стяжательства, аз велеречие не отягчающее ушеса...". Речам о себе самих свободных мудростей предпосылались обыкновенно еще и сведения, сообщаемые как бы от лица составителя рукописи, как это можно видеть и в вышеприведенном изложении предмета и содержания арифметики. Из этих сообщений достаточно привести следующее место. "Юже видиши землю, от нея же и ты создан еси, по писанному, яко земля еси и в землю паки пойдеши, амо же вси тленнии отходим, помысли, кто сию измери и пределы положи, точию один Бог, Той бо измеривый пядью небо и дланью землю, нам же созданию своему, человеком тленным, даде сея широту, и долготу и толстоту доброумеренною вервию любомудрия Геометрии измеряти и тем кому ждо данные пределы познавати, ей же, ныне предисловие полагаю, на видение доброты ее вас призываю". Древнерусские почитатели математики и астрономии не были, однако, довольны установленным в ряде свободных мудростей расположением членов. В арифметической рукописи № 682 Румянцевского музея, написанной в конце XVII века, предлагается новый порядок наук, по степеням их важности: 1-я астрономия, 2-я геометрия, 3-я сия арифметика и прочие потом. Представляемая рядом семи свободных мудростей система расположения родов знания, впервые, насколько известно, явилась в не дошедшем до нас сочинении Марка Теренция Варрона (I в. до Рождества Христова) "De disciplinis", представлявшем энциклопедическое изложение следующих 9 наук: 1) грамматика; 2) диалектика, 3) риторика, 4) геометрия, 5) арифметика, 6) астрология, 7) музыка, 8) медицина, 9) архитектура. В последующие века ознакомление с последними двумя науками было предоставлено специалистам, и в сочинении писателя V века от Рождества Христова, Mapциана Минея Капеллы, озаглавленном "Satira" или "De nuptiis philologiae et Mercurii et de septem artibus liberalibus libri IX ", рассматриваются уже только первые семь наук, с заменой названия астрологии названием астрономии. В следующем веке Кассиодор рассматривал их в своем сочинении "De artibus ас disciplinis liberalium literarum" в таком порядке: 1) грамматика, 2) риторика, 3) диалектика, 4) арифметика, 5) музыка, 6) геометрия, 7) астрономия. Боэций соединил четыре последние науки в одну группу — quadrivium. Позднее последовало соединение трех первых в группу trivium. От римлян рассматриваемая система перешла в средневековую Европу и получила здесь широкое распространение в литературе и в университетском преподавании. С Запада она была перенесена в Россию, но сколько-нибудь значительного распространения в новом отечестве ей удалось достигнуть только тогда, когда в старом о ней совсем забыли. Подробности — в "Очерках истории развития физико-математических знаний в России" В. В. Бобынина.

В. В. Бобынин.

Смотрии так же...