Мкртич I

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МКР

Мкртич I (Хримьян) — верховный патриарх и католикос всех армян. Род. в 1820 г., в центре турецкой Армении, в простой крестьянской семье; получил первоначальное образование в монастырской школе, продолжал занятия в Константинополе и посвятил себя учительству. В 1854 г., испытав тяжелое семейное горе и желая стать ближе к весьма религиозному в общем армянскому крестьянству, он постригся в монахи, получил сан священника и своим редким проповедническим талантом обратил на себя общее внимание. Он был последовательно настоятелем Варагского м-ря (в Ванской области), епископом Мушским (1862—69), константинопольским патриархом (1869—73), ванским епископом и, наконец, назначен католикосом всех армян (с 1892). В 1876 г., когда пожар уничтожил почти до основания г. Ван, Мкртич I написал сочинение, в котором изображал безвыходное положение ванцев и призывал всех армян помочь им. Когда после русско-турецкой войны 1877—78 гг. в опустошенной Армении начался страшный голод, он выступил главным организатором помощи голодающим, в короткое время собрал громадные денежные суммы, устроил благотворительные комитеты и лично отправился в глубь Армении, чтобы раздавать пособия, помогая одинаково и христианам, и магометанам. В эпоху Берлинского конгресса Мкртич I предпринял путешествие по Европе, всюду раскрывая перед дипломатами тяжелую участь христиан в Армении и умоляя их сделать что-нибудь для его родины, но ввиду тогдашнего настроения дипломатии его миссия не имела успеха. В 1895 г., уже будучи католикосом, он посетил Петербург, где был принят с большим почетом. Одною из целей его поездки было ходатайство перед государем императором о заступничестве за христианское население турецкой Армении, за несколько времени перед тем вынесшее известную сасунскую резню. В своих проповедях Мкртич I обличал эгоизм и беспринципность высших классов армянского народа, ставящих нередко свои сословные выгоды выше всего и готовых идти на компромиссы с турецким строем. Сам Мкртич I в буквальном смысле слова отдавал свою одежду бедняку, посещал глухие, заброшенные кварталы, помогал деньгами, советами, утешением самому скромному переселенцу-армянину или "хамалу" (носильщику тяжестей) в Константинопольской гавани. Нося всегда простую, грубую рясу, совершая прогулки не иначе, как пешком, ненавидя всякую торжественность и пышность, он тем легче мог сблизиться с простолюдином. Народ дал своему другу и защитнику название "Айрик" (отец, батюшка). Мкртич I неизменно настаивал на том, чтобы значительная часть церковных и монастырских доходов шла на устройство новых школ, при чем старался содействовать расширению программы и поднятию уровня армянских школ. Когда он был настоятелем Варагского монастыря, он основал там образцовую школу, ввел в ней преподавание агрономии, посылал окончивших в ней молодых людей за границу, организовал музей, библиотеку, типографию и перенес в Вараг издание основанного им еще в Константинополе журнала, который прежде назывался "Византийский орел", а потом получил имя "Васпураганский орел" (Васпураган — древн.-арм. название области, где находится Вараг). Этот журнал представляет собою почти единственную попытку создать армянский орган печати не в Константинополе, а в центре турецкой Армении; он рассылался бесплатно всем, кто только просил об этом, и прекратился, главным образом, вследствие стеснений со стороны турецкого правительства. Мкртич I — автор нескольких богословских, поэтических и педагогических сочинений; особенно известны его поэмы "Привет Арарата" и "Привет Обетованной Земли", написанные под влиянием путешествий по Армении и Палестине, и дидактическое сочинение "Райская семья", излагающее взгляды автора на семейную жизнь и ее основы. Единогласное избрание Мкртич I в католикосы всех армян, несмотря на противодействие Порты (Мкртич I находился тогда в Иерусалиме, в почетной ссылке), было утверждено в 1893 г. русским правительством. Ср. брошюру Гр. "Патриарх-кафоликос Мкртич I I" (Мкртич I, 1893); его же статью "Патриарх-кафоликос Мкртич I (Айрик)" в книге "Положение армян в Турции до вмешательства держав в 1895 г." (2-е изд., Мкртич I, 1896); Arthur Leist, "Ein Vater seines Volkes" (статья во втором выпуске лейпцигской "Armenische Bibliothek").

Ю. Веселовский.

Смотрии так же...