Маяк*

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЩ
МАЮ
МАЯ

Маяк* — высокое, в виде башни, строение, стоящее на морском берегу, на пути следования судов — для указания пути мореплавателям. Ночью на вершине Маяк* поддерживается огонь. Указательные Маяк* возводятся в открытом море, на отдельных небольших скалах и отмелях, а иногда и на искусственных возвышениях дна; они служат главным образом для того, чтобы дать возможность судну, приближающемуся к берегу, ориентироваться относительно своего положения и проверить правильность своего курса. Предостерегательные Маяк* указывают опасные места фарватера. Портовые Маяк* помещаются при входе в порт, на головах портовых молов. Знаменитейший из всех Маяк* древности был Маяк* александрийский, на острове Фаросе, вследствие чего название острова сделалось нарицательным именем для Маяк* вообще. Александрийский фарос причислялся к так наз. семи чудесам света. Вышина его была 170 м. Он был построен Состратом ок. 283 г. от Рождества Христова, существовал еще в 1317 г. Не меньшей известностью пользовался в древности маяк Родосский (Родосский колосс). К известнейшим маякам позднейшего времени принадлежит построенный в 1584-1610 г. кордуанский маяк. Маяк* вангерокский и скагенский, на северной оконечности Ютландии, существуют более 300 лет. По трудностям, представившимся при его постройке, замечателен Маяк* эдистонский (I, фиг. 1), и Маяк* на скале Инч-кап, или Бель-рок (см.). Из современных самым старинным считается Маяк* Коруния, построенный императором Траяном, возобновленный в 1634 г. и недавно снабженный проблесковым освещением. К наиболее смелым новейшим сооружениям принадлежит построенный несколько лет тому назад ротерзандский Маяк* в устье р. Везер. Днем Маяк* легко распознаются по внешнему очертанию их и окраске, а также по характеру окружающей местности. Для возможности же различения Маяк* и в темное время и для предотвращения весьма опасных ошибок в этом отношении, необходимо каждому из них присвоить характерное освещение. Введенные для этой цели цветные стекла фонарей не всегда могут быть применяемы, так как на больших расстояниях цвет огня теряется. Поэтому различие маячных огней достигается переменами света. Для этого установлено следующее подразделение.

МАЯКИ I.

1. Эдистонский маяк. 2. Свинемюнденский маяк. 3. Переменный огонь. 4. Постоянный огонь. 5. Катодиоптрический аппарат.

Постоянный огонь (фиг. 4) показывает непрерывающийся, равномерный, одноцветный свет. Вертящийся — показывает через правильные промежутки времени проблески и затмения попеременно, причем сила света в каждом проблеске сначала увеличивается постепенно до его наибольшей яркости и затем таким же образом уменьшается до его затмения. На некоторых Маяк* проблески соединяются в отдельные группы по два и по три, быстро следующих один за другим, с возрастающей и уменьшающейся яркостью, после чего следует более продолжительное затмение. У вертящихся огней затмения, за небольшими исключениями, более продолжительны, чем проблески. Мерцающий — с весьма частыми проблесками, причем в ясную погоду и на близком расстоянии между проблесками заметен слабый свет. Постоянный с проблесками — представляет постоянный огонь, через правильные промежутки времени прерывающийся одним или несколькими проблесками. Проблески эти или имеют значительно большую яркость, чем постоянный между ними огонь, или же они другого цвета. Проблесковый огонь показывается вдруг в полной силе, виден весьма непродолжительное время и затем таким же образом затмевается, также на непродолжительное время. В настоящее время на русских Маяк* находятся в употреблении следующие проблесковые огни: а) равномерно-проблесковый, белый или красный, показывает правильно повторяющийся, белый или красный свет, продолжительностью около одной секунды и последуемый затмением той же продолжительности; б) однопроблесковый, белый или красный, показывает правильно повторяющийся белый или красный свет, продолжительностью около одной секунды, последуемый затмением в четыре приблизительно секунды; в) двупроблесковый показывает два правильно повторяющихся и непосредственно один за другим следующих проблеска, последуемых затмением около четырех секунд; г) трехпроблесковый и т. д. Отличием этих последних огней служит уже не продолжительность затмений и проблесков, а число проблесков. Переменный огонь имеет постоянную силу, но цвет огня через правильные промежутки времени из белого переходит в красный или зеленый и обратно — без промежутков затмений. Этот тип употребляется почти исключительно при огнях, освещаемых бензином или газолином и приводящих аппарат в движение посредством подымающегося от них нагретого воздуха, причем цвет огня меняется от 20 до 50 раз в минуту. Перемены света производятся различного рода вращающимися абажюрами??? или же вращением самих фонарей (т. I, фиг. 3). Источником света для маячных огней в настоящее время служат большей частью лампы с несколькими концентрическими светильнями, с полным притоком воздуха между ними и полным сгоранием масла, обыкновенно сурепного. Из минеральных масел, которые в последнее время входят в употребление вследствие их дешевизны, применяют бензин и керосин; минеральные масла, однако, портят стекла, которые тускнеют. Такое же влияние имеют китовый жир и спермацет, которые весьма употребительны для маячного освещения в Америке. Для равномерного горения употребляются лампы наподобие аргантовых, с притоком масла сверху, или же масло накачивается в лампу из запасного резервуара с помощью насоса, который приводится в действие часовым механизмом. Газовое освещение удобно лишь в тех случаях, когда Маяк* расположен на берегу вблизи города, в котором имеется газовое освещение (портовые огни). Электрическое освещение стали вводить на многих Маяк* в последнее время, и в этом отношении достигнуты отличные успехи, в особенности во Франции (Ла-Гев и др.). Для освещения Маяк* употребляются две системы аппаратов, отражательная, или катоптрическая, и преломляющая, или диоптрическая, известная также под именем френелевой. Отражательная система представляет в применении к большим Маяк* следующие неудобства: 1) рефлекторы или зеркала поглощают более половины лучей света; 2) медные, посеребренные зеркала скоро тускнеют и 3) прибор имеет значительный вес, вследствие чего трудно устроить часовой механизм достаточной силы для вращения его. Поэтому в настоящее время повсюду отражательные аппараты заменяются френелевыми, в которых сплошные плосковыпуклые стекла заменены ступенчатыми, составленными из отдельных призм. Для собирания же в этой системе лучей света, идущих вверх и вниз, минуя стекла, помещаются сверху и снизу плоские или параболические отражательные зеркала, и тогда получается соединение отражательной системы с диоптрической, которое носит название катодиоптрической системы (фиг. 5). В этой системе Френелем сделано усовершенствование, состоящее в том, что зеркала заменены также призмами, с полным внутренним отражением Самый сильный огонь горит в настоящее время на Маяк* Ла-Гев, близ Гавра. Свет его виден на 50 морских миль [Подробнее об устройстве осветительных маячных аппаратов и о силе освещения ими на расстоянииa, в зависимости от разных обстоятельств см. в статьях Освещение маячное, Ступенчатые стекла, рефракторы и рефлекторы]. Еще более сильный огонь устанавливается теперь французским правительством на мысе Пенмарк, близ Бреста. Для содержания Маяк* и наблюдения за ними во всех государствах существуют особые учреждения. Большая часть M. y берегов наших морей состоит в ведении морского мин. Маяк* на внутренних водных путях, озерах (Ладожском и др.), а также многие огни в портах содержатся министерством путей сообщения. Наши Маяк* зажигаются при захождении и гасятся при восходе солнца. Береговые Маяк* Черного и Азовского морей и большая часть каспийских маяков освещаются круглый год. Большая часть Маяк* Балтийского моря, а также почти все Маяк* Восточного океана освещаются в продолжение всей навигации. Маяк* Белого моря, по причине светлых ночей, освещаются с 20 июля до 1 ноября, за исключением Маяк* жижгинского и соловецкого, которые прекращают освещение 16 ноября. В Финском и Ботническом заливах все малые маячные огни (с переменным огнем), освещаемые нефтяным маслом, горят день и ночь и зажигаются ежегодно со вскрытия фарватеров от льда по 19 мая включительно, затем освещение их прекращается и начинается вновь с 19 июля; некоторые огни — в Аспенских шхерах, у Свеаборга, в Ганге, в Ледзунде и в Мариенхамне — зажигаются 14 июля. Часто при Маяк* находятся спасательные станции и приспособления для подачи туманных сигналов. На всех наших береговых Маяк* во время тумана, метели, вьюги и пасмурности производится двухударный звон колокола, с перерывами не более 3-х минут, наподобие того, как на судах бьют склянки, но интервалы между двумя ударами несколько короче. На плавучих Маяк* производится трехударный звон, или рында, с остановками до 2-х минут. В зависимости от дальности освещения Маяк* и от напряжения огня, Маяк* разделяются на разряды (у нас принято четыре разряда). Система устройства Маяк* зависит от места его установки и цели, для которой Маяк* предназначается. Разряд огня, система аппарата, высота огня над уровнем моря определяются требуемой дальностью освещения и местными условиями. Маяк*, устраиваемые в открытом море или на небольших скалах, через которые перекатываются волны, должны быть обеспечены против разрушения волнами. Поэтому маяки эти должны быть особенно тяжелыми, части их должны быть прочно связаны между собой и с основанием. Так как внутри Маяк* необходимо расположить жилое помещение для маячной прислуги, склады для материалов, цистерны для пресной воды и пр., то их необходимо строить в виде толстых башен из тесаного камня, возможно больших размеров, а с притеской их таким образом, чтобы все камни были связаны между собой даже без раствора, представляя как бы нераздельную монолитную массу (т. I, ф. 1 и 2). В береговых Маяк* строение для смотрителя возводится обыкновенно отдельно от башни, которая делается круглой (т. II, ф. 1), четырехугольной (II, ф. 2) или восьмиугольной.

МАЯКИ II.

1. Общий тип круглой маячной башни. 2. Маяк Верхне-Дагерортский на острове Даго. 3. Толбухин маяк, у входа на Б. Кронштадтский рейд. 4. Маяк Магнусхольм в устье реки Западная Двина. 5. Маяк Мессарагоцем в Рижском заливе. 6. Маяк Руно на острове того же имени.

При Толбухином Маяк* (II, ф. 3) помещение для смотрителя и маячной прислуги устроено в связи с маячной башней. На фиг. 4 представлен тип чугунной башни. В связи с башней находится чугунная же, внутри обшитая деревом, пристройка, для помещения двух человек маячных служителей. Такого рода башни ставятся на концах дамб или в воротах гаваней. На фиг. 5 и 6 представлены два типа железных башен. В первой из них центральная труба из котельного железа содержит винтовую лестницу. Она поддерживается 8 наружными контрфорсами из таврового железа и несколькими рядами горизонтальных связей из такого же железа. Во втором типе центральная труба из котельного железа, содержащая спиральную лестницу, поддерживается четырьмя железными подпорами, представляющими тонкие трубы, также из котельного железа. Они соединены между собой и с центральным цилиндром несколькими рядами горизонтальных связей. Иногда применяются также деревянные маячные башни, главным образом при неимении средств для постройки каменных и преимущественно на внутренних водных путях (Маяк* Ладожского озера). Описания русских Маяк*, по отдельным морям, издаются главным гидрографическим управлением морского министерства. В этих описаниях помещаются: географическое положение каждого Маяк*, число, вид и цвет огней, промежуток между проблесками, освещаемое пространство, горизонт огня, цвет Маяк*, высота огня и пр. сведения, характеризующие Маяк*

Ср. профессор А. Г. Нюберг, "Курс портовых сооружений" (СПб., 1896); контр-адм. Баженов, "Маяки, их осветительные аппараты и звуковые приборы" (СПб., 1884).

А. Таненбаум.

Смотрии так же...