Маски театральные

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЩ
МАЮ
МАЯ

Маски театральные — У древних греков и римлян Маски театральные служили для актеров наиболее удобным способом передавать характер ролей. Судя по новейшим открытиям, можно допустить, что Маски театральные применялись с этой же целью издревле в Египте и в Индии, но о тамошних Маски театральные до нас не дошло точных сведений. В Европе первые Маски театральные появляются в Греции, при Вакховых празднествах. Суидас приписывает это изобретение поэту Харилу, современнику Феспия; он рассказывает также, будто Фриних впервые ввел на сцене употребление женских Маски театральные, а Неофон Сикионский придумал характерную Маски театральные для воспроизведения раба-педагога. Гораций ставит изобретение Маски театральные театральных в заслугу Эсхилу. Аристотель, в своей "Поэтике" (глава V), утверждает, что в его время предания о введении Маски театральные в театральный обиход терялись во мраке давно прошедшего. Маски театральные преследовали двоякую цель: во-первых, они придавали определенную физиономию каждой роли, во-вторых — усиливали звук голоса, а это было чрезвычайно важно при представлениях на обширных амфитеатрах, под открытым небом, перед лицом многотысячной толпы. Игра физиономии была совершенно немыслима на сцене таких размеров. У Маски театральные уста были приоткрыты, глазные впадины резко углублялись, все наиболее характерные черты данного типа подчеркивались, а краски налагались ярко. Первоначально Маски театральные выделывались из лубка, впоследствии — из кожи и воска. У рта маски обыкновенно отделывались металлом, а иногда сплошь подкладывались изнутри медью или серебром, для усиления резонанса, в устах же у Маски театральные помешался рупор (поэтому римляне обозначали Маски театральные словом persona, от personare — звучать). Маски театральные подразделялись на целый ряд неизменных категорий: 1) стариков, 2) молодых людей, 3) рабов и 4) женщин, весьма многочисленных типов. Независимо от Маски театральные для ролей простых смертных, существовали еще Маски театральные для героев, божеств и т. п., с условными атрибутами (у Актеона, напр., оленьи рога, Аргуса — сто глаз, Дианы — полумесяц, Эвменид -3 змеи и т. д.). Особые наименованы носили Маски театральные, воспроизводившие тени, видения и т. п. — Gorgoneia, Mormolucheia и т. п. Наряду с Маски театральные божеств общераспространены были Маски театральные исторические — prosopeia; они изображали черты известных личностей, умерших и живых и служили главным образом для трагедий и комедий из современного быта, вроде "Облаков" Аристофана или "Взятия Милета" Фриниха; для комедии "Всадники", однако, мастера отказались изготовить маски с изображением Клеона. Сатирические Маски театральные употреблялись для воспроизведения мифологических чудищ, циклопов, сатиров, фавнов и т. д. Были еще Маски театральные оркестрические, они надевались танцовщиками, а так как последние помещались на сцене всего ближе к зрителям, то и Маски театральные для них выписывались менее резко и отделывались более тщательно. Для воспроизведения персонажей, у которых резко менялось душевное настроение во время действия, введены были Маски театральные, на одном профиле выражавшие, напр., горе, ужас и т. п., тогда как другой профиль обозначал радость, удовлетворение; актер поворачивался к зрителям то одной, то другой стороной Маски театральные Из Греции Маски театральные перешли в театр римский и удержались на сцене до падения Римской империи. По свидетельству Цицерона, знаменитый актер Росций играл без Маски театральные, и с полным успехом, но пример этот почти не находил подражателей. Если актер возбуждал неудовольствие зрителей, его заставляли снять на сцене Маски театральные и, закидав яблоками, фигами и орехами, прогоняли со сцены. Употребление театральных Маски театральные перешло в Италию, для театральных пантомим и так называемой итальянской комедии (Comedia dell'Arte; см. соотв. статью). Так, Маски театральные полишинеля — весьма древняя и ведет начало от ателланских игр (см. Ателланы); к ней у углов рта первоначально прикреплялись бубенчики. С XVI в. эта Маски театральные, видоизмененная, переходит во Францию, вместе с характерными Маски театральные, обозначавшими типы матаморов, лакеев и т. д. Употребление Маски театральные не ограничивалось одним театром. В погребальных церемониях у римлян принимал участие архимин, который, надев на себя Маски театральные, воспроизводящую черты усопшего, разыгрывал и добрые, и злые деяния покойного, представляя мимически нечто вроде надгробного слова. Солдаты иногда устраивали, под Маски театральные, комические шествия, как бы окружая фиктивную триумфальную колесницу, в насмешку над военачальниками, им ненавистным. Во Франции, в Средние века — напр. при процессионном шествии в празднество Лиса — употреблялись Маски театральные, и подобным переодеванием не брезгал даже Филипп Красивый. При годовых празднествах в честь шутов, происходивших в церквах, были в ходу Маски театральные, отличавшиеся безобразием; руанский синод, воспретивший эту потеху в 1445 г., упоминает о личинах чудищ и звериных харях. В области частного быта употребление Маски театральные возникло в Венеции и практиковалось во время карнавала; во Франция мы видим его при въезде Изабеллы Баварской в Париж и празднествах по поводу ее бракосочетания с Карлом VI (1385). При Франциске I мода на венецианские M. (loup) из черного бархата или шелка настолько привилась, что Маски театральные составляла необходимую почти принадлежность туалета. Безобразия, какие учинялись под покровом Маски театральные, побуждали Франциска I, Карла IX и Генриха III стеснять употребление Маски театральные В 1535 г. парламентским эдиктом у торговцев конфискованы все Маски театральные и дальнейшее их приготовление воспрещено; в 1 6 26 г. два простолюдина были даже казнены за ношение Маски театральные во время карнавала; в знатной среде, однако, Маски театральные не выходили из обихода до самой франц. революции. Так как в молодости Людовик XIV охотно принимал участие в придворных балетах, но, во избежание нарушения этикета, являлся замаскированным, то этот обычай распространился и на балетных танцовщиков вообще, которые с Маски театральные расстались лишь в 1772 г. В Италии, в прошлом столетии и начале настоящего, маскировались все, не исключая священнослужителей, являвшихся, под покровом Маски театральные, деятельными участниками карнавала и усердными посетителями театров и концертов. Члены совета десяти, чиновники инквизиционных трибуналов, карбонарии и члены тайных обществ во всей Европе употребляли маски из вполне понятных побуждений; равным образом, иногда и палач при исполнении своих обязанностей облекался в Маски театральные Карл I Английский был обезглавлен замаскированным палачом. В Риме некоторые монашеские ордена при погребениях облекаются в странный костюм, при Маски театральные Во все времена и во всех странах Маски театральные, надеваемая на общественных празднествах, пользовалась неприкосновенностью и давала право на нетерпимую при других условиях фамильярность речи. Во Франции лицам, допущенным на бал под Маски театральные, обычай разрешал приглашать на танцы незамаскированных, будь то даже члены царствующего дома. Так, напр., на одном из придворных балов у Людовика XIV, замаскированный паралитиком и обернутый в одеяло, висевшее безобразными лохмотьями и пропитанное камфарой, пригласил на танец герцогиню Бургундскую — и та, не считая возможным нарушить обычай, пошла танцевать с отвратительным незнакомцем. В настоящее время Маски театральные на Западе употребляются почти исключительно во время карнавала. Во Франции обычай этот регулируется ордонансом 1835 г., действующим поныне. Замаскированным воспрещается носить оружие и палки, рядиться в неприличные костюмы, наносить прохожим оскорбления или держать вызывающие и непристойные речи; по приглашению полицейской власти, замаскированный немедленно должен отправиться в ближайший участок для удостоверения личности, а нарушители закона направляются в полицейскую префектуру. Совершение проступков и преступлений под масками преследуется в обычном порядке, но самый факт замаскирования здесь рассматривается, как обстоятельство, усиливающее вину.

Ср. Fr. Ficoroni, "Le Maschere sceniche, degli antiqui Romani" (Рим, 1736); его же, "De larvis scenids et f î guris comicis" (Рим, 1754) Sand, "Masques et bouffons" (Париж, 1860); Alimann, "Die Maske des Schauspielers" (Берлин, 2-е изд., 1875); Dall, "Masks, labrets and certain aboriginal customs" (Вашингтон, 1885). О M. в России — см. Москолоудство.

В. Ш.

Смотрии так же...