Маскарад
Маскированный бал (англ. maskerade, франц. bal masqu é, итал. ballo in maschera в старину у нас — машкерады) — увеселительные балы, на которых все участники носят на лицах маски, а иногда и одеты в особые костюмы (см. Маска). Первые маскированные собрания возникают в Испании и Италии, во время карнавального веселья (см. Карнавал). Допетровская Русь не знала Маскарад, сведения о которых впервые встречаются в журналах придворной конторы и в собрании данных ей указов и повелений, в первой половине XVIII в. В "Дневнике" Беркгольца (см. соотв. статью) сохранилось описание знаменитого моск. Маскарад, 1722 г., устроенного по поводу заключения ништадтского мира; экземпляр редчайшей гравюры этого Маскарад сохранен в коллекции гравюр Д. А. Ровинского и приведен у С. Н. Шубинского в его "Исторических очерках и рассказах" (СПб., 1895, "Моск. маскарад 1722 г."). Голиков подробно описывает СПб. Маскарад 1723 г., по случаю годовщины Ништадтского мира и встречи ботика Петра Великого, привезенного из Москвы в СПБ. По случаю коронационных торжеств имп. Екатерины II в Москве был устроен актером Ф. Г. Волковым исторический Маскарад под названием "Торжествующая Минерва", продолжавшийся три дня. Объяснительные стихи к Маскарад сочинил Херасков, хоры — Сумароков. Всех действующих лиц в Маскарад было до 4 тыс., при 200 колесницах. Маскарад описан в книжке: "Торжествующая Минерва, общенародное зрелище, представленное бывшим Маскарад в Москве 1763 г." (Маскарад, 1763). Описание этого Маскарад приведено в ст. Маскарад И. Пыляева: "Эпоха рыцарских каруселей и аллегорических Маскарад в России" ("Историч. Вестник", 1885, август). Известный Локателли (см. соотв. статью) в 1762 г. получил разрешение на устройство Маскарад; когда они удались, театральное управление стало сдавать право устраивать Маскарад в аренду, а с начала нынешнего столетия оставило это право за собой и получало от театральных Маскарад ежегодно около 60—70 тыс. руб.