Марсилий Падуанский

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЩ
МАЮ
МАЯ

Марсилий Падуанский (Marsilius de Maynardino) — замечательный публицист, род. в Падуе около 1280 г., изучил античных писателей, особенно политическую теорию Аристотеля, и рано, по-видимому, примкнул к демократическим и оппозиционным учениям в церковной сфере. Изучал философию, медицину и право в Падуе, Орлеане и Париже; в 1312 г. был выбран ректором Парижского университета. В Париже, в кругу деятелей церковной оппозиции, частью, как Оккам, принадлежавших к строгим францисканцам, частью примыкавших к национальному протесту, Марсилий Падуанский увлекся богословскими вопросами и заинтересовался борьбой папы против императора Людовика Баварского. В ответ на отлучение, которому папа Иоанн XXII подверг императора, Марсилий Падуанский написал, в 1324 г., совместно со своим другом Иоанном де Janduno (или Giandone), церковно-политический трактат, под заглавием "Defensor pacis", замечательный по смелой и последовательной формулировке демократической идеи в церковном и государственном строе и по неслыханному в то время требованию разделения сфер церковной и государственной власти. До мнению Марсилий Падуанский, граждане, в своей совокупности, всего лучше разумеют общую выгоду государства, слагающуюся из суммы интересов отдельных лиц. Предложение законов может исходить от немногих сведущих лиц, но санкционирует их весь народ. Исполнительная власть должна иметь единоличный характер. Поэтому из всех форм правления наилучшая — выборная монархия. Избранное и уполномоченное народом лицо, обязанность которого — истолковывать и дополнять закон, располагает умеренной военной силой, которая не должна превышать силы целого народа. Правитель может быть смещен народом, когда нарушает свои полномочия. К причинам, которые подрывают здоровую и мирную жизнь государства, Марсилий Падуанский причисляет ложные взгляды римских епископов и их непомерные, основанные на предрассудках притязания. Марсилий Падуанский старается восстановить истинное понятие о церкви, которая есть соединение верующих во Христа; миряне, одинаково с клириками — люди церкви (viri eccles i astici), так как Христос пострадал за всех. Судебную власть Марсилий Падуанский признает лишь за государем; Христос не передавал такой власти апостолам, а следов., и папе. По отношению к еретикам священник может действовать лишь увещанием. Церковь не должна иметь законодательной власти; угрозы папы против нарушителей его повелений — богохульство, порождающее схизму и заслуживающее наказания. Единственной основой церковного учения может быть Писание, причем толкования разумных людей, напр. Парижского университета, несравненно выше папских. Церковь не должна иметь собственности: Христос был беден и царство небесное принадлежит бедным. Писание не повелевает платить десятины; священники должны работать, как все другие. Духовные лица во всем должны быть подчинены государству. За свои проступки они подлежат светскому суду, и притом особенно строгому, так как они должны давать пример другим. Церковные имущества не должны быть освобождаемы от податей. Число духовных лиц следует ограничивать сообразно государственной выгоде, так как, по замечанию Аристотеля, государственному организму вредит непомерный рост одной из его составных частей. Замещение духовных должностей и смещение неподходящих клириков принадлежит государю или отдельным общинам. При возникновении важных церковных затруднений дело светской власти созвать сведущих людей-клириков и мирян на собор. Собор обсуждает чисто религиозные вопросы и может налагать отлучение на государей и народы, но только в качестве нравственной меры. Папская власть полезна в интересах единства церкви, но она не обоснована ни в божественном праве, ни в Писании; апостолы были равны по положению, папский авторитет — результат исторического развития. Утверждение папы должно принадлежать светской власти; его обязанность, совместно с установленной при нем собором или государями коллегией — приглашать светских правителей к созыву собора, председательствовать на соборе, сообщать его решения церквам и, в крайнем случае, прибегать к помощи светской власти. В 1326 г. Марсилий Падуанский отправился ко двору Людовика Баварского и сделался лейб-медиком императора. Здесь он написал еще трактат "De translatione imperii", в котором главным образом излагал сочинение, под тем же заглавием, Ландольфа Колонны. В 1327 г. M., вместе с Джиандоне, был отлучен папой от церкви и осужден, как еретик, на смерть. На все требования выдать Марсилий Падуанский император отвечал отказом и сделал Марсилий Падуанский одним из своих ближайших советников. Составление императорского декрета, смещавшего папу Иоанна XXII, приписывается Марсилий Падуанский Во время своего пребывания в Италии Людовик поставил Марсилий Падуанский папским викарием в Риме; в этом сане Марсилий Падуанский сурово наказывал клириков, которые, из страха папской цензуры, отказывались совершать службы. По возвращении Людовика в Германию, влияние Марсилий Падуанский при дворе уступило, по-видимому, влиянию миноритов. Марсилий Падуанский еще раз выступает в 1341 г. с соч.: "De jurisdictione imperatoris in causis matrimonialibus", чтобы оправдать незаконный с точки зрения церкви брак сына Людовика. Умер Марсилий Падуанский, по-видимому, в 1343 г. Главное сочинение Марсилий Падуанский произвело на современников сильное впечатление; папа Климент VI в 1343 г. называл Марсилий Падуанский злейшим из еретиков. Аргументы Марсилий Падуанский против притязаний церкви повторяются в эпоху реформации, а демократическая его теория напоминает Руссо. "Defensor pacis M." был издан в 1522 г. в Базеле, в начале XVII в. — в сборнике Goldast'a, "Monarchia".

Ср. Friedberg, в "Ztschr. f. Kirchenrecht" (VIII, 1869); Riezler, "Die litterarischen Widersacher d. Papttes z. Zeit Ludwigs d. Baiern" (Лпц., 1874); Schokel, "Ueber Marsilius v. Padua" (1877); M üller, "D. Kampf Ludwigs d. Bayern mit d. röm. Cu rie" (Тюбинг., 1879—80); Labanca, "Marsilio di Padova, riformatore politico e religioso del secolo XIV" (Падуя, 1882); Keller, "Die Reformation u. d. ä lteren Reformparteien" (Лейпциг, 1885; здесь доказывается тесная связь Марсилий Падуанский с мистическими и библейскими сектами Средних веков).

Р. В.

Смотрии так же...