Маргейнеке

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЩ
МАЮ
МАЯ

Маргейнеке (Филипп Конрад Marheinecke, 1780-1846) — известный немецкий богослов, был профессором в Эрлангене, Гейдельберге и Берлине. В "Universalkirchengeschichie des Christentums" (Эрланген, 1806 и след.) он объясняет христианство, как религию практической жизни, историю христианства — как историю нравственной реформы человечества. По мысли Маргейнеке, догматические воззрения отдельных христ. вероисповеданий суть только "потоки", или "разветвления", одного и того же христианства; различие между ними обусловливается лишь обстоятельствами места и времени. В "System d. Catholicismus in seiner Symbolischer Entwickelung" (1 810) он с замечательным для протестантства беспристрастием излагает католичество, как понимают его сами католики, и доказывает возможность, в близком будущем, слияния церквей католической и протестантской. Высоко ценится его "Geschichte d. deutschen Refor m ation" (Берл., 1816-34), написанная по первоисточникам и настолько проникнутая духом первобытного протестантства, как если бы она была составлена в век Лютера. В Берлине Маргейнеке сделался убежденным сторонником Гегеля и стал во главе так называемой правой стороны гегельянства, стараясь объединить его философские начала с учением христианского богословия. За это правоверные богословы приравнивали Маргейнеке к Оригену, который церковную веру в значительной степени подчинил началам неоплатонической философии. Лекции Маргейнеке о способах сближения философии Гегеля с богословием изданы уже после его смерти, в 1849 г., под заглавием: "Kritik d. Schellingschen Offenbarung sphilosophie". Подробнее та же тенденция развита в его "Theolg. Vorlesungen" (1847-49): I. "System der theol. Mora l "; II. "System d. Christl Dogmatik"; III. "Christl. Symbolik"; IV. "Christl. Dogmengeschichte". Здесь, между прочим, заслуживает внимания определение ереси: она возникает из преобладающего воздействия научного, внебогословского знания и есть выражение личного мышления, сложившегося помимо истинно религиозного духа. И в ереси, однако, много доброго, ибо личное суждение, если оно благонамеренно и обосновано, не может быть чуждо истины. Вообще религию Маргейнеке определяет, как знание, почему Неандер и охарактеризовал его мировоззрение названием "спекулятивного" (философского) богословия. О главном его соч.: "Grundlehren der Christl. Dogmalik" (1819, 27, 49), осуществляющем его теорию богословия, как сочетания церковного учения с философией (идеалистической), см. А. Гренкова, "Главные направления немецкого богословия в XIX в." (Казань, 1882). Прочие сочин. M.: "Institutiones symbolicae" (1830); "Entwurf der pract. Theologie" (1837); "Ueber die Bedeutung der Hegelschen Philosophie in d. christl. Theologie" (1842) и др.

Н. Б - в.

Смотрии так же...