Мавр

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЩ
МАЮ
МАЯ

Мавр (Rhabanus Maurus, Magnentius, Grabon) — один из великих ученых средних веков (776-856), родом из Майнца, образование получил в Фульдском монастыре, там же сделался схоластиком, т. е. начальником монастырской школы, а потом аббатом, продолжая руководить школой, из которой вышли многие выдающиеся деятели следующего поколения. Успех его преподавания зависел, между прочим, от того, что, не довольствуясь латынью, он обращал внимание и на народный язык и его обработку, о чем свидетельствуют оставшиеся с его именем латинско-немецкий словарь к Библии и гимны на немецком языке. В 847 г. Мавр был избран архиепископом майнцским. Всех сочинений Мавр (изданы в "Patrologiae cursus completus" Миня, томы СVII-СХ латинской серии; из других изданий лучшее — кельнское) насчитывается до 51. Между ними первое место занимают толкования (commentarii, expositiones, enarrationes) на Св. Писание, имеющие высокую цену особенно в том отношении, что отчасти основаны на древних экзегетах, отцах церкви, а отчасти представляют простой свод их толкований; в последующее время они служили необходимым пособием для всех толкователей Библии и постилляторов, отчасти в подлинном своем виде, отчасти в том сокращении, которое было составлено преемником Мавр по управлению Фульдским монастырем, Валафридом Страбоном, под именем glossa ordinaria. Затем следуют два сборника проповедей, имевшие для своего и последующего времени значение гомилиариев, т. е. пособий для священников в деле проповеди. Из остальных сочинений Мавр замечательны: "De clericorum institutionе et caere m oniis" (в основу образования Мавр кладет грамматику и диалектику, которую называет "наукой наук, учащей учить и не только желающей, но и могущей образовывать знающих"); "De disciplina ecclesiae"; "De vitiis et virtutibus" — род этики; "Allegoriae ad univers a m sacram scripturam" — изложение теории толкования Св. Писания; поэма в стихах — "De fide catholica"; несколько церковных гимнов, в числе которых приписывается Мавр особенно известный в католической церкви гимн "Veni, creator spiritus". Из его сочинений общенаучного содержания известны: "De universо" (род энциклопедии тогдашних реальных знаний), "De inventione linguarum", "De arte grammatica", "De magicis artibus". В последнем он обнаруживает критицизм, редкий и неожиданный для того времени: многое в так наз. магии объясняя субъективными иллюзиями, он думает, между прочим, что и тень Самуила, явившаяся Саулу по призыву аэндорской волшебницы, на самом деле не являлась, а только казалась являвшейся. В Ратбертовском споре о претвореннии в евхаристии хлеба и вина в тело и кровь Христовы Мавр выразил мнение, что следует различать таинство (sacramentum) и силу таинства (virtus sacramenti); только в силу последней душа, приемля слово Божие с верой, превращает хлеб и вино в тело и кровь Христовы. В т. наз. Готшалькском споре Мавр осудил неправильное мнение своего бывшего ученика по фульдской школе, Готшалька, о предопределении злых не только к погибели (ad peritum), но и ко греху (ad peccatum). В политической истории Мавр известен как примиритель споривших между собой членов королевского франкского дома. См. Р. Kunstmann, "Rhabanus M à urus" (Майнц, 1841).

Н. Б-в.

Смотрии так же...