Кеведо

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КЕБ
КЕВ
КЕГ
КЕД
КЕЖ
КЕЗ
КЕИ
КЕЙ
КЕК
КЕЛ
КЕМ
КЕН
КЕО
КЕП
КЕР
КЕС
КЕТ
КЕУ
КЕФ
КЕХ
КЕЦ
КЕЧ
КЕШ
КЕЯ

Кеведо (Francisco de-Quevedo у Villegas) — знаменитый испанский сатирик (1580-1645). Отец его был секретарем четвертой жены Филиппа II, Анны Австрийской. В Алькальском унив. Кеведо научился греческому и латинскому языкам, а позже овладел языками арабским, еврейским, французским и итальянским; он имел также обширные сведения по юриспруденции, математике, астрономии, политике, философии. Кеведо искусно владел оружием, был очень склонен к донжуанству и отличался страстной любовью к чтению. В ранней молодости он сделался героем следующего приключения: в церкви неизвестный ему мужчина оскорбил неизвестную ему даму; он заступился за последнюю, вызвал на дуэль оскорбителя и убил его на месте. Противником Кеведо оказалось высокопоставленное лицо, вследствие чего ему пришлось бежать. Он нашел убежище и должность секретаря в Сицилии, у герцога де Оссуна, который, будучи затем назначен вице-королем Неаполя, поручил Кеведо заведование финансами. Когда в 1620 г. покровитель его впал в немилость, Кеведо попал в тюрьму и изгнание. Возвратясь в Мадрид, он жил в крайней бедности. В 1634 г. он женился, но жена его вскоре умерла. В 1641 г. ему приписали сатиру против короля, арестовали его, лишили имущества и заключили в сырую и зловонную тюрьму м-ря Сан-Марко де Леон, где он томился четыре года. Только после падения любимца короля Филиппа II, герцога де Оливарес, его освободили, так как узнали, что автором сатиры был вовсе не он. Вскоре после того он умер. Кеведо оставил значительное количество литературных произведений, самых разнообразных родов, хотя при его арестах пропали многие из его бумаг, а незадолго до его смерти инквизиция овладела всеми его сочинениями, из которых вычеркнуты были все места, противные ее понятиям о приличии и скромности; многие же из его произведений остались неизданными. Всего напечатано 11 больших томов, 8 — прозы и 3 — стихотворений. Кеведо — и поэт и сатирик, и критик, и моралист, и политик, и философ. Преобладающая форма его поэзии — сатира; но он писал также эпиграммы, сонеты, романсы, редондильи, канцоны, оды, элегии и идиллии. Вследствие долгого пребывания в Италии у него заметен легкий оттенок подражания итальянцам. Из стихотворений его пользуются особенной известностью "Las necedades y locuras de Orlando el enamorado", "A una nariz", "Apolo siguiendo a Dafne" и др. Восставая против школы Гонгоры (см.), он издал в виде образчика более правильного слога сборник прекрасных стихотворений: "Poesias del Васеillеr Francisco de la Torre" (1631). Главным образом слава Кеведо основана на его прозаических сатирах, в которых он бичует пороки и нравы общества, создает типы и выказывает себя истинным знатоком человеческого сердца. Из них особенно замечательна: "Vida y aventuras del gran Tacaсa Pablo de Se g ovia" ("Жизнь и приключения великого шута Пабло де Сеговиа"), впервые появившаяся в Сарагосе в 1626 г. Она принадлежит к так называемым "novella picaresca" и отличается сжатостью рассказа, живостью описаний, правдивостью характеров и картин нравов. Тут много язвительного юмора, острот, таланта и ума, но много также и шаржа, грубости, резкости и непристойностей. Хотя Кеведо и сражался с культизмом (школой Гонгоры), но и сам грешит в этом смысле, будучи самым блестящим представителем школы "Conceptistas" (главой ее был Алонзо де Медесма, написавший в 1600 г. свои "Conceptos spirituales"); он несвободен от экстравагантности, от страсти к утонченности, аффектации и метафоре. В "El libro de todas las cosas y otras nuchas mas" ("Книга о всех вещах и многих других") он сильно нападает на педантизм, псевдоученость и ханжество, в "El cuento de cuentas" ("Сказка сказок") осмеивает злоупотребление пословицами, в "La Culta Latiniparla" смеется над школой Гонгоры. Целый ряд выдающихся сатир Кеведо соединен под именем "Suenos" ("Сны"), 1635 г. В одной из них, "El mundo por de deutro" ("Мир наизнанку"), Кеведо старается доказать, что человек — воплощенная ложь, и бичует стремление казаться не тем, что есть на самом деле. "Alguacil alguazilado" — злая сатира на низших блюстителей порядка и правосудия. Вступление в "Sueno de las Calaveras", или "Juicio final" ("Видение черепов", или "Страшный суд") может считаться лучшим образцом смелых и оригинальных приемов Кеведо — смешения высокого с комическим. Очень известна также сатира "Discurso de to d os los diablos", рисующая нравственный и политический строй тогдашней Испании. В "La hora de todos y la fortuna con seso" ("Час счастия для всех и Фортуна") Юпитер зовет Фортуну и велит ей для исправления ее несправедливостей хоть на один час предоставить всякому смертному то, что он действительно заслуживает. Это дает повод автору отнестись глубоко критически к современному ему обществу. В "Politica de Dios у gobierno de Christo" он излагает целую систему благородного и искусного правления, которую дополняет двумя другими политическими трактатами: "Marco Bruto" и "Romulo". В дидактическом жанре написаны: "Discursos politicos, asceticos y filosoficos", "Mundo caduco y desvario de la edad", "Lince de Italia" и др. Слабая сторона Кеведо — недостаток такта и меры; у него нет тонкого и верного комического чутья Сервантеса. См. о Кеведо статью П. О. Морозова, в "Вестнике Европы" (1883, № 12).

М. Ватсон.

Смотрии так же...