Иоанн Лествичник

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
И ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЩ ИЮ ИЯ
ИОА
ИОВ
ИОГ
ИОД
ИОЗ
ИОИ
ИОК
ИОЛ
ИОМ
ИОН
ИОР
ИОС
ИОТ
ИОФ
ИОХ
ИОШ

Иоанн Лествичникпреподобный, происхождения неизвестного, 20 лет принял иночество, последние четыре года своей жизни был игуменом синайской обители, умер 80-летним старцем около 606 г. (архиеп. черниговский Филарет относит его смерть к 563 г.). Память 30 марта. Отшельническая жизнь Иоанн Лествичник отличалась, главным образом, уклонением от всяких крайностей. Он написал знаменитое руководство к иноческой жизни, под заглавием: "Лествица райская" (Κλίμαξ τοΰ παραδείσου, Scala paradisi; первое лат. изд., Венеция 1531). Иноческая жизнь, по Иоанн Лествичник, есть путь непрерывного и трудного восхождения по лестнице духовного самосовершенствования. Это восхождение представляет собой процесс борьбы с собственными страстями и пороками, процесс духовного очищения, причем главную помощь инок находит в постоянной мысли о смерти. "Лествица" и представляет собой 30 бесед о 30 различных ступенях духовного восхождения к совершенству. Сочинение Иоанн Лествичник не дает, впрочем, строгого и точного психологического анализа постепенного внутреннего самоулучшения человека; это отдельные описания различных фазисов душевного состояния, не всегда ясна разграниченных. Со стороны внешнего изложения "Лествица" отличается витиеватостью, любовью к олицетворениям и особенно к аллегориям, разъяснить которые предоставляется самому читателю; оттого на "Лествицу" писали толкования св. Иоанн Раифский, по просьбе которого она и была написана, Илия Критский и др. "Лествица" всегда была настольной книгой для иноков, живущих в общежитии; отцы иноческой жизни, Феодор Студит, Иосиф Волоколамский и др. ссылаются на нее, как на лучшую иноческую книгу. Уже в Х—XI вв. "Лествица" переведена была с греч. на слав. яз. в Болгарии; в XIV в. сделан был в Сербии другой перевод, при участии Георгия Бранковича и под руководством митроп. Савватия. Оба эти перевода известны были в древней Руси. В первопечатном моск. издании "Лествицы" (М., 1647; изд. старообрядцев, Варш., 1785) имеются и толкования русского происхождения, из "Устава" Нила Сорского, соч. Максима Грека и др. Существует и особая русская переделка греч. "Лествицы", принадлежащая митроп. Филофею Лещинскому; это — так назыв. "Сибирский Лествичник". Новые переводы "Лествицы" изд. Д. М. Ульянинским (М., 1785; СПб., 1812 и 1817; Киев, 1823, Козельскою пустынью, М., 1892). Кроме "Лествицы", Иоанн Лествичник написал еще послание к игумену, которое также известно было в древней Руси и в наших рукописях обыкновенно следует за переводом "Лествицы". Все сочинения Иоанн Лествичник напечатаны в 1633 г. (" Jobannis Scholastici, qui vulgo Сli macus appellatur, opera omnia", Париж) и в "Патрологии" Миня (т. 88-й).

Ср. иером. Герман, "Препод. Иоанн Лествичник Лествичн." (СПб., 1854) и ст. Смирнова ("Душеполезное Чтение", 1889, № 3); Архангельский, "Творения отцов церкви в древнерусской письменности" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1883 г., 8).

Смотрии так же...