Илия, пророк

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
И ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЩ ИЮ ИЯ
ИЛА
ИЛГ
ИЛЕ
ИЛЖ
ИЛИ
ИЛЛ
ИЛМ
ИЛО
ИЛЫ
ИЛЬ
ИЛЮ
ИЛЯ

Илия, пророк (с евр. — "Бог моя сила"). — По своему происхождению из города Фисвы он называется Илия фесвитянин; был ревностнейшим поборником религии Иеговы и грозным обличителем идолопоклонства и всякого нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, порешила водворить сладострастный культ Ваалу и Астарте. Истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе учрежден был штат жрецов Ваала. Грозным мстителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, долженствовавших вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности излагается в 3 и 4 Книгах Царств (3 Цар. XVII — XX гл. и 4 Цар. I — III). Когда нечестие царя достигло крайней степени, пророк — босой, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах и посохом в руках — явился в Самарию, направился к царскому дворцу и возвестил Ахаву, что за его нечестие страну постигает трехлетний голод. Но Ахав не раскаивался, началась борьба между царем и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил, устроенного с целью убеждения в сравнительном могуществе Иеговы и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и собственноручно были избиты торжествовавшим пророком. Но этим он еще более разъярил Иезавель, которая поклялась уничтожить Илия Но пророк как ветер исчез в пустыне. Побывав у горы Хорива, Илия опять возвратился в царство Израильское, обличил Ахава в бесчестном захвате виноградника у Навуфея, избрал себе ученика и преемника в лице Елисея (см.), окончательно смирил Ахава и обличил его преемника Охозию за его обращение по случаю болезни к аккаронскому идолу Веельзевулу. Илия затем живым взят был на небо, оставив залог своих духовных сил Елисею в виде сброшенной ему уже с огненной колесницы милоти (верхней одежды). У иудеев сложилось убеждение, что он должен был вновь явиться на землю пред пришествием Мессии, и потому старейшины и народ спрашивали Иоанна Предтечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илия и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Во время преображения Илия Христа Илия являлся, вместе с Моисеем, одним из свидетелей Его божества. Илия должен также явиться пред вторым пришествием Христа на землю (Апок. XI, 3-12). Предания об Илия сохраняются и у магометан, и ему воздается высокая похвала в Коране. Православная церковь чтит память его 20 июля, и среди русского народа св. Илия пользуется особенным уважением. Подробнее см. у Krum m acher'a, Stanley, а также в новейшей монографии Milligan, "Elijah, his life and times".

A. Л.

Смотрии так же...