Иван Годинович (иначе Годенович, Гординыч) — богатырь былин Владимирова цикла. Былины о нем открываются обычным пиром у кн. Владимира. Иван Годинович Годинович, племянник Владимира, один сидит на пиру невесел, и на вопрос князя, чем он озабочен, говорит, что хотел бы поехать в Чернигов (иначе в Золотую орду, к Ляховинскому королю, в Индию) посватать за себя дочь купца Дмитрия Марью (иначе Настасью, Авдотью "Лебедь белую"). Владимир одобряет его желание и дает ему в товарищи Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича, Василия Казимерского. Когда Дмитрий отказывает Иван Годинович Годиновичу в руке дочери, так как она уже просватана за Кощея Трипетовича (иначе Федора Ивановича с хороброй Литвы, царища Вахромеища, Одолища Кошчевича), Иван Годинович силой увозит Марью. На пути в Киев поезд Иван Годинович встречает звериные следы — вепря, кобылы, тура или лани — и Иван Годинович отсылает сопровождавших его богатырей в погоню за зверями. Оставшись один с невестой, он ложится с нею в шатре, но в это время настигает его Кощей Трипетов и вызывает на бой. Иван Годинович повалил Кощея, хочет вспороть ему грудь и просит невесту подать ему нож. Но невеста, послушав Кощея, который сулит ей больший почет, если она предпочтет его Иван Годинович, помогает Кощею осилить Иван Годинович и привязать его к дереву. Затем Кощей с невестой ложатся в шатре. В это время прилетает на дерево ворон (иначе два голубя, две лебеди), и человечьим голосом говорит, что не владеть Марьей Дмитриевной Кощею, а владеть Ивану Годиновичу. Разгневанный Кощей пускает в ворона стрелу, которая, обратившись назад, убивает самого стрелка. Марья, опасаясь за свою судьбу, хочет отрубить Иван Годинович голову, но сабля скользнула и рассекла только ченбуры, которыми был связан Иван Годинович Былина кончается жестокой расправой Иван Годинович с невестой, которой он сначала отсекает руки, затем ноги, губы и наконец голову. Сюжет былины об Иван Годинович Годиновиче относится к широко распространенным бродячим сюжетам о неверных женах, невестах, сестрах. Параллели былине указаны исследователями в великорусских сказках и в легендарном рассказе из жития Иосифа Волоцкого по рукописи XVI в. (см. А. Веселовского в "Ж. M. H. Пр." ч. 263, стр. 35-38). Особенно близка к былине малорусская песня об Иван Годинович и Марьяночке, помещенная в сборнике Кольберга ("Pokucie", II, стр. 17). Сходство с былиной простирается не только на детали рассказа, но и на имена (Иван и Марья). Южно-славянские (сербские и болгарские) песни того же сюжета указаны и рассмотрены М. Халанским в его книге: "Великорусские былины киевского цикла" (стр. 115-120). Такова сербская песня "Бановичь Страхинья" (Вук Караджич, II, № 44), "Марко Кралевич и неверная девушка" (Filipovič "Kral. Marko", 1880, № XXII), болгарская об "Искрене и Милице" (в Сборн. Дозона, № 34). Проф. Халанский считает даже вероятным (хотя без достаточного основания), что великорусская былина об Иван Годинович Годиновиче переделка зашедшей на Русь югославянской песни того же мотива (стр. 126). Польская версия того же сюжета в хронике Богуфала, именно в повести о "Вальтеже и Гельгунде", была указана Либрехтом (см. "Orient und Occident" I 125, III 357 и "Zur Volkskunde" стр. 40). Восточные индийские однородные рассказы отмечены Бенфеем ("Pantschatantra" I, 437 и след., II 303-306). В былине о Иван Годинович Г. видимо обработан и приурочен к Владимирову циклу бродячий сказочный сюжет, вероятно, восточного происхождения. Ср. также Ореста Миллера, "Илья Муромец" (стр. 369-379) и А. Веселовского, "Русский эпос и новые его исследователи" ("Вестн. Европы" 1 8 88, июль).
Вс. Миллер.