Знамя (древнерусское — стяг, хоругвь, прапор) — кусок материи, прикрепленный к древку, имеющему наверху какое-нибудь эмблематическое изображение. Знамя были у всех народов с древнейших времен и ныне одинаково имеются как у народов цивилизованных, так и у диких. Первоначально, надо думать, Знамя в войсках имело целью служить указанием места сбора в бою, но такое значение Знамя давно уже утратилось, осталось значение внутреннее, как символа, выражающего идею единства, связывающего воинов в одно целое. Отсюда развитие и сохранение до настоящего времени взгляда на Знамя, как на святыню, под которой соединяются верные своему долгу воины, с которой они идут в бой и за которую умирают. Отсюда же — постепенная замена одного общего войскового Знамя отдельными знаменами тактических войсковых единиц. Знамя воинской части есть ее честь и слава. Потеря Знамя есть потеря чести; приобретение Знамя неприятельского составляет для победителя величайшую славу. Вместе с тем Знамя имело и имеет значение условного знака — господства над страной, овладения крепостью или городом, ставки полководца и проч. У евреев времен Моисея каждое колено, кроме левитова, имело свое особое Знамя У египтян вместо Знамя были насаженные на пики разные аллегорические фигуры. У китайцев и индусов Знамя состояли из трех основных частей современного Знамя — полотна, древка и наконечника. У римлян сперва были пики, с насаженными на них изображениями зверей или человеческой руки; затем явилось изображение орла, над которым иногда прикреплялась поперечина, с куском драгоценной ткани. С принятием христианства орел был заменен крестом и начальными буквами имени Иисуса Христа. В средние века, у германцев, Знамя получили еще большее распространение. В XII и XIII стол. стали различать Знамя имперское, государственные, областные, отрядные, народные и проч. У восточных народов, современ Магомета, Знамя всегда особенно почитались. У аравитян Знамя пророка было величайшей святыней и охранялось отборной дружиной. Знамя у них имели изображение полумесяца на верхушке или на полотне. Этот отличительный знак сохранился и до сих пор у всех мусульман. После учреждения постоянных войск появились Знамя отдельных войсковых частей. В самых старых строевых и иных войсковых уставах имеются подробные указания о почестях, которые должны быть отдаваемы Знамя, о приведении к присяге под знаменами и др. С XVII и XVIII ст. на Знамя начинают появляться разнообразные девизы. В Англии до сих пор каждый полк имеет на Знамя свой девиз и свою эмблему.
В России до принятия христианства стягам воздавались божеские почести. С принятием христианства, на стягах стали вышивать крест и тексты из св. Писания, а затем на них появились образа Спасителя и Святых. В позднейшее время начали различаться Знамя большого полка, сторожевого, ертаульного. В коннице введены были Знамя меньшего размера — прапоры. Петр Великий определил в каждой роте иметь по Знамя Состоявшее в первой роте считалось полковым и было белого цвета; в прочих ротах Знамя были разных цветов. Особенно возвысил значение Знамя имп. Павел I. До него они полагались на определенные сроки. Павел I повелел, чтобы Знамя и штандарты оставались в войсках бессрочно, и начал жаловать их собственноручно или при особых грамотах. По действующему закону (ст. 123-147 Св. В. П., кн. VIII), Знамя считается знаком отличия. Каждый полк, а равно каждый батальон, который в военное время образует из себя полк, получают при сформировании одно знамя или (в кавалерии) один штандарт; но имеющиеся у большинства полков прежде пожалованные Знамя по числу батальонов сохраняются и в торжественных случаях выносятся в строй. Прочим отдельным войсковым частям Знамя жалуются лишь за военное отличие, или когда со времени сформирования их исполнится сто лет. Потерянные в бою Знамя или штандарты не могут быть иначе возвращены, как особенным отличием. В 1883 г. установлен, для жалования на будущее время, новый образец Знамя, но до сих пор таких Знамя пожаловано еще немного.
К.-К.