Енкратиты — так назывались те христиане, которые воздерживались от мясной пищи, опьяняющих напитков и брака. Климент Александрийский сравнивает Енкратиты с индийской сектой сарманов, Ипполит — с циниками. Сюда же можно отнести назареев и ессеев. Нельзя считать Енкратиты особой сектой: это было скорее направление нескольких сект с различными догматическими воззрениями. Евсевий считает основателем Енкратиты Татиана и причисляет их к гностикам. Ириней указывает на Сатурнина и Маркиона, как на основателей учения Енкратиты Ипполит говорит, что учение Енкратиты о Боге и Христе согласно с учением церкви. Епифаний посвящает Енкратиты, очень многочисленным в его время, особый отдел. Он упоминает о дуализме Енкратиты; говорит, что они включали в состав канона деяния Андрея, Иоанна, Фомы и другие апокрифы, а многие места Ветхого Завета исключали; сообщает, наконец, что для евхаристии они употребляли воду вместо вина. Быть может, Енкратиты можно отожествить с аквариями и гидропарастами, о которых упоминается у Августина и в кодексе Феодосия.