Дмитревский, Иван Афанасьевич

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Д ДА ДВ ДГ ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДМИ
ДМО
ДМУ

Дмитревский, Иван Афанасьевич — знаменитейший русский актер; родился 28 февраля 1734 года в Ярославле, сын протоиерея Дьяконова-Нарыкова. Учился в Ярославской семинарии, затем у пастора, жившего в Ярославле. Будучи земляком Ф. Г. Волкова (см.), Дмитревский сделался участником его представлений, исполняя преимущественно женские роли, и вместе с труппой Волкова прибыл в Петербург. Впервые Дмитревский исполнял в Царском Селе роль Оснельды в трагедии Сумарокова "Хорев", причем сама императрица надевала на Оснельду бриллианты и тут же назвала Дьяконова Дмитревским, по сходству его с польским графом Дмитревским, состоявшим тогда кавалером посольства в СПб. Впоследствии Дмитревский перешел на мужские роли и после смерти Волкова (1763) занял первое место в придворной труппе, а в 1765 г. был послан для усовершенствования за границу. Исполнение им, по возвращении, роли Синава было истинным торжеством артиста. Через год Дмитревский вновь отправился за границу, с целью навербовать французских актеров для Петербургского придворного театра. Симпатичная мысль Волкова — устроить театр публичный, для всех классов доступный, — долго не имела успеха, и только благодаря энергии Дмитревский был создан "Вольный российский театр" (на Царицыном лугу) Карла Книппера. Заведование вновь учрежденным в СПб. Театральным училищем (1779) также было поручено Дмитревский, обучавшему воспитанников "декламации и действованию". Одно время Дмитревский преподавал географию, историю и словесность в Смольном монастыре. Помимо звания "первого актера", он нес и режиссерские обязанности. В конце 1790-х гг. Дмитревский покинул сцену, на которой в последний раз играл в 1812 г., 30 августа, в патриотической пьесе Висковатого "Всеобщее ополчение". Гром рукоплесканий встретил дряхлого старика, от волнения с трудом говорившего. В конце жизни Дмитревский ослеп и умер в СПб. 27 окт. 1821 г. (похоронен на Волковом кладбище). Дмитревский имел репутацию высокообразованного человека. Единственный пример актера-академика, Дмитревский и в литературных кружках пользовался всеобщим уважением. К его советам обращался даже чванный Сумароков, по указаниям его нередко исправлявший свои трагедии. С ним советовались и Княжнин, и Фонвизин (при окончательной отделке "Недоросля"), и И. А. Крылов, явившийся к Дмитревский с одним из своих юношеских трудов. Многие имена учеников и учениц Дмитревский славятся в истории русской сцены; таковы Крутицкий, Гамбуров (см. соотв. статью; оба из труппы Книппера), Воробьев, Каратыгина, Сандунова, Семенова, Яковлева и др. Он был поклонником господствовавшего в то время псевдоклассического репертуара.

Литературные занятия Дмитревский начались очень рано. Наряду с Сумароковым и Волковым, был одной из главных сил драматической литературы первых лет нашей сцены, для которой поставлял в основном переводы и переделки с франц., иногда с итал. яз. Он написал массу трагедий, комедий и комических опер: "Антигона" (музык. драма, с итал., СПб., 1772), "Честный преступник" (ком., с фр., id.), "Беверлей" (трагедия, с фр., СПб., 1773 и М., 1787), "Армида" (опера, с ит., СПб., 1774), "Раздумчивый" (ком., с фр., СПб., 1778), "Дианино дерево" (опера, с ит., СПб., 1792), " Редкая вещь" (опера, с итал., id.) и мн. др., не сохранившихся до нашего времени. Перевел поэму Томсона "Четыре времени года" (М., 1798 и 1803); издал "Похвальное слово А. П. Сумарокову" (СПб., 1807), печатал в "Трудолюбивой Пчеле" стихи Сумарокова и участвовал в переводе Анахарсиса, изд. Академией (1804-09). Около 20 лет Дмитревский, по поручению Российской акад., трудился над "Историей русского театра", но рукопись его сгорела во время пожара в Академии. Дмитревский возобновил свой труд, но он остался ненапечатанным. Актер Иван Носов, при составлении своей "Хроники русского театра" (изд. Имп. общ. ист. и др. росс. при Моск. унив., М., 1883), пользовался оригиналом "Истории русского театра" Дмитревский, хотя не указывает, где его видел. Ф. Кони в своей статье: "Русский театр, его судьбы и историки" ("Русская Сцена", 1864) сообщил несколько фактов, почерпнутых им из разных записочек и клочков, написанных рукой Дмитревский и найденных им в бумагах актера Яковлева, друга Дмитревский Академиком М. И. Сухомлиновым (см. его "Исследования и статьи по русской литературе и просвещению", т. II, СПб., 1889) доказано, что немецкое "Известие о некоторых русских писателях", 1768 г. (напеч. в "Материалах для истории русской литературы" П. А. Ефремова, СПб., 1867) вышло из-под пера Дмитревский

Ср. "Известие о жизни Дмитревский" (СПб., 1822); Ф. Кони, "Биография Дмитревский" ("Пантеон", 1840, III); " Семейная хроника" Аксакова, в ст. "Я. Шушерин"; предисловие Е. Барсова к "Хронике" Носова; ст. Сиротинина в "Артисте" (1890 г., IX и XI); "Записки С. П. Жихарева" (изд. "Русского Архива", 1891); "Архив дирекции Имп. театров" (1892, отд. III); биография Дмитревский для народа (СПб., 1884, изд. "Мирского Вестника"), И. Ф. Горбунова, в "Русском Вестнике" (1892).

Ум.

Смотрии так же...