Двоеверы

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Д ДА ДВ ДГ ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДВА
ДВЕ
ДВИ
ДВО
ДВУ

Двоеверы — в древнерусских литературных памятниках (поучения Феодосия Печерского и Серапиона Владимирского, "Слово христолюбца" и др.) название людей, которые и по обращении в христианство сохраняли многие языческие верования и обряды: ходили молиться под овины, к священным (в язычестве) древам, болотам, колодезям; ели удавленину и мертвечину; призывали волхвов и т. д. "Слово Христолюбца" укоряет Двоеверы за то, что они, крестившись во Христа, веруют в то же время в Перуна, Волоса и др. языч. богов. О существовании на Руси двоеверия в первые века по крещении свидетельствуют также "Слово о полку Игореве", памятники устной народной словесности (песни, упоминающие о "Дид-Ладо"), существующие доселе праздники Ивана Купала и др. Даже в конце XVIII в. св. Тихон Воронежский обличал в Воронеже празднование в честь Ярилы. Двоеверие, впрочем, — не русская только бытовая черта, а общечеловеческая. "Старая вера" обыкновенно не вдруг уступает все свое место в человеческом сознании мировоззрению новому и долго ютится в различных формах быта. Двоеверие существовало, напр., в христианах Восточной Римской империи IV в., как видно из слова Астерия Амасийского о праздновании календ, из проповеди Василия В., укорявшего своих современников-христиан за то, что их праздники на могилах умерших сродников принимали характер языческих луперкалий, и т. д. Такие же упреки встречаются в проповедях зап. церковных учителей (папы Льва Великого, Илария Арелатского, Сальвиана и др.).

Н. Б.

Смотрии так же...