Владимир-Василий Всеволодович

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
В ВА ВВ ВД ВЕ ВЁ ВЖ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВХ ВЧ ВШ ВЩ ВЪ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЛА
ВЛЕ
ВЛИ
ВЛО
ВЛЧ

Владимир-Василий Всеволодович — прозванием Мономах, великий князь киевский, сын Владимир-Василий Всеволодович Ярославича — самый замечательный из русских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший по себе громкую славу и добрую память. Владимир-Василий Всеволодович род. в 1053 г. Когда Святослав черниговский отнял Киев у Изяслава, Всеволод сел в Чернигове, а сын его Владимир — в Смоленске (1067-68 гг.). Владимир-Василий Всеволодович служил и Святославу, и опять занявшему Киев Изяславу как старейшим князьям: по поручению первого он помогал (1075) полякам против немецкого императора Генриха IV, на которого ходил через Богемию за г. Глогау, в нынешней Силезии; по приказанию второго он дважды ходил на полоцких князей (1077). Когда отец его Всеволод сел в Киеве, Мономах занял стол в Чернигове. В следующем 1079 г. Олег Святославич вместе с братом Романом и половцами хотели попытаться выгнать Мономаха из Чернигова, но это им не удалось: Владимир-Василий Всеволодович остался в Чернигове, владея в то же время и Смоленском. Ему приходилось бороться с князьями полоцкими, с полудикими вятичами, с половцами и торками, с князьями-изгоями Ростиславичами; последних он по приказу отца выгнал из Владимиро-Волынской области и посадил во Владимире Изяславова сына Ярополка (1081), а когда Изяславич в чем-то провинился против Всеволода — Давида Игоревича. Вскоре, однако, Владимир-Василий Всеволодович примирил Ярополка с отцом своим и через это опять доставил ему Владимир (1086). Другой Изяславич, Святополк, в 1088 г. добровольно оставил Новгород, и Владимир посадил там сына своего Мстислава.

В 1093 г. скончался Всеволод. Владимир-Василий Всеволодович не хотел воспользоваться своим положением и занять Киев: он пригласил на великокняжеский стол княжившего тогда в Турове двоюродного брата своего Святополка Изяславича, который был старше его летами и притом сын старшего Ярославича. Почти все время княжения Святополка Владимир-Василий Всеволодович был верным его союзником, несмотря на то, что киевляне сильно были привязаны к Владимир-Василий Всеволодович и не любили Святополка. Когда в год своего вокняжения Святополк предпринял поход против половцев, Владимир присоединился к нему с своей дружиной. На реке Стугне составился совет, на котором Владимир-Василий Всеволодович стоял за мир, между тем как киевляне требовали битвы и настояли на своем. Русские войска перешли Стугну. 20 мая произошла битва. Половцы сначала кинулись на Святополка и смяли его, потом ударили на Владимира и брата его Ростислава. Русские не выдержали натиска и побежали. При переправе через Стугну Ростислав утонул; пытаясь спасти его, едва не утонул и сам Владимир-Василий Всеволодович Половцы пошли к Киеву; при с. Желани 23 июля они опять жестоко побили русских, рассеялись по селениям и начали забирать жителей в полон. В следующем 1094 г. орда половцев двинулась с Олегом Святославичем на Владимира, который не довел дела до кровопролития и удалился из Чернигова в Переяславль. С этого времени Владимир-Василий Всеволодович становится непримиримым врагом половцев, нередко даже в ущерб своей репутации как князя благодушного и справедливого. В 1094 г. к Владимир-Василий Всеволодович пришли для заключения мира два половецких князя, Итлар и Китан. В залог верности Владимир-Василий Всеволодович отдал последнему сына своего Святослава. В это время к Владимир-Василий Всеволодович пришел из Киева от Святополка Славята и стал советовать князю убить Итларя; Владимир-Василий Всеволодович сначала колебался, но потом склонился на предложение. Нужно было сначала выкрасть у Китана Святослава; за это взялся Славята. Он проник ночью в стан Китана и не только благополучно освободил Святослава, но и убил Китана и его людей. Вслед за тем Итларя позвали на завтрак к Владимир-Василий Всеволодович, и когда он явился, его и всех половцев перестреляли. Со стороны половцев нужно было ожидать мести. Святополк и Владимир-Василий Всеволодович звали Олега Святославича к себе, чтобы идти на половцев. Олег, которому половцы могли пригодиться в его столкновениях с князьями, отказался. "Пусть Бог нас рассудит", — сказали князья, пошли на Олега, выгнали его из Чернигова, осадили в Стародубе и держали в осаде до тех пор, пока он не обещал прибыть в Киев на совет об обороне Русской земли (1096).

Между тем в Киевскую область ворвались половцы: хан Боняк с своей ордой жег окрестности Киева, а Тугоркан осадил Переяславль. Владимир и Святополк побили половцев Тугоркана; сам Тугоркан пал в битве. Но Боняк ворвался в Печерский монастырь и произвел там страшное опустошение. Олег не являлся в Киев; он пошел в Смоленск, а отсюда к Мурому. Здесь в битве с ним пал сын Мономаха, Изяслав. Другой сын Мономаха, Мстислав новгородский, помогавший брату и взявший верх над Олегом, советовал последнему обратиться к князьям, обнадеживая его, что они не лишат его русской земли. Олег так и сделал. Памятником этих сношений осталось письмо Мономаха к Олегу, ярко рисующее симпатичную личность Владимир-Василий Всеволодович В 1097 г. на съезде в Любече собрались князья: Святополк, Мономах, Святославичи: Олег, Давид и Ярослав, князь волынский Давид Игоревич, червонорусские князья Володарь и Василько Ростиславичи. Предметом совещания были меры, какие нужно принять для охраны русской земли от половцев. Душой этого совета был Мономах. Решено было оставить междоусобную вражду, каждому владеть своими волостями и всем преследовать нарушителей постановлений съезда. Но не успели князья разъехаться по своим волостям, как совершилось злодеяние, не слыханное дотоле на Руси: Давид волынский оклеветал перед великим князем Василька, будто бы вместе с Владимир-Василий Всеволодович умышлявшего на жизнь Святополка, и Василько был ослеплен (см.). Владимир-Василий Всеволодович пришел в ужас, когда дошла до него весть об этом. Он призвал к себе на совещание Олега и Давида черниговских, советовал поправить дело, искоренив зло в начале; иначе начнет, говорил он, убивать брат брата, и земля русская погибнет: ее возьмут половцы. Святополк оправдывался, ссылаясь на Давида как на виновника злодеяния; но князья понимали, что великий князь виноват столько же, как и Давид, и пошли на Святополка. Последний в страхе хотел бежать, но киевляне не пустили его, советуя вступить с Владимиром в переговоры, зная, что он "многомилостив". Владимир-Василий Всеволодович склонился к миру, когда Святополк обещал наказать Давида. Последний призвал на помощь Боняка. Таким образом, желание Мономаха сплотить князей против половцев не исполнилось. В 1100 г. Давид Игоревич отдался на княжеский суд. Съезд князей в Уветичах (Витичеве) объявил Давиду, что за его злодеяние князья не хотят дать ему владимирского стола, но оставляют его на свободе — пусть сидит в Бужске и Остроге. Святополк придает ему Дубен и Чарторижск, Владимир-Василий Всеволодович дает 200 гривен, да столько же Олег и Давид Святославичи. После Витичевского съезда Владимир-Василий Всеволодович уехал в Ростовскую область, а Святополк и Святославичи потребовали, чтобы Володарь взял Василька из Теребовля к себе, говоря, что для них обоих достаточно будет Перемышля. Столь несправедливое дело Владимир-Василий Всеволодович не хотел поддерживать, но не противоречил князьям, потому что не желал междоусобий. В 1103 г. половцы нарушили мир, и Владимир-Василий Всеволодович поднял на них князей. Владимир-Василий Всеволодович и Святополк со своими дружинами съехались в Долобске и пригласили в поход и Святославичей. Давид принял предложение, а Олег по своим отношениям к половцам отговорился нездоровьем; пришел с своей дружиной полоцкий князь Давид Всеславич, пришли и еще некоторые князья. На урочище, называемом Сугень, князья встретили половцев и разбили их наголову (4 апр.). Здесь легло до 20 половецких князей, а один, Бельдюз, взят в плен и убит по приказу Мономаха. В 1107 году половцы пошли на Русь, но Владимир-Василий Всеволодович вместе с другими князьями разбил их наголову под Лубнами. В 1111 г. князья — Владимир-Василий Всеволодович с детьми, Святополк, Ярослав, Давид — совершили блестящий поход к Дону и два раза, при притоке Дегея и при р. Сальвице, жестоко разбили половцев. В 1113 г. Святополк скончался, и киевляне на вече выбрали своим князем Владимир-Василий Всеволодович и звали его к себе. Мономах медлил приходом. Киевляне вторично просили Владимир-Василий Всеволодович поспешить, выставляя на вид, что в противном случае народ ограбит вдову Святополка, бояр и монастыри. Тогда Владимир-Василий Всеволодович сел на киевском столе как избранник Киевской земли помимо старшего из князей, Олега Черниговского. Время великокняжения Владимир-Василий Всеволодович было самым цветущим в истории киевской Руси. Половцы встречали дружный отпор; удельные князья смирились, а непокорным приходилось чувствовать на себе сильную руку великого князя. Так, вскоре по вокняжении Владимира в Киеве половцы пришли в Переяславскую область, но бежали, как только услышали, что на них выступил великий князь с сыновьями, племянниками и Олегом Святославичем; а в 1116 г. Глеб Всеславич минский за неповиновение великому князю осажден был Владимир-Василий Всеволодович в Минске и вынужден умолять о мире. Когда вскоре после того Глеб напал на Смоленск, Владимир-Василий Всеволодович вывел его из Минска и в качестве пленника привел в Киев, где он и умер в заключении. В 1116 году по делам зятя своего, греческого царевича Леона Диогеновича, и внука, Василька Леоновича, Владимир-Василий Всеволодович посылал воеводу своего Яна Вышатича на дунайские города имп. Алексея Комнена; но в 1122 г. Владимир-Василий Всеволодович примирился с преемником Алексея, Иоанном, и даже выдал за него внучку свою, дочь Мстислава. Сыновья Владимир-Василий Всеволодович успешно воевали с инородцами: Ярополк — с половцами, Мстислав новгородский — с чудью, Юрий суздальский — с болгарами. Владимиро-волынский князь Ярослав Святополкович дурно жил с своей супругой Мстиславной, внучкой Мономаха, и этим вооружил против себя Владимир-Василий Всеволодович, от которого вынужден был бежать в Венгрию (1118). Владимир-Василий Всеволодович отдал удел его сыну своему Роману, а по смерти последнего — другому сыну, Андрею, которого в 1120 г. посылал на ляхов, помогавших Ярославу при покушении возвратить его удел.

Владимир-Василий Всеволодович известен в истории и как законодатель. В год вокняжения в Киеве он созвал в с. Берестово мужей своих; туда же прибыл муж и от Олега Святославича. Здесь, в общей думе, положено было ограничить произвольное взимание рез (процентов), которое при Святополке доходило до больших злоупотреблений. Установлено было, что ростовщик может брать проценты только три раза, и если возьмет три раза, то уже теряет самый капитал. От разных причин, как войны, набеги половцев и т. п., являлись неоплатные должники. При Владимир-Василий Всеволодович установлено было различие между тем неоплатным купцом, который потерпит нечаянно от огня, воды или неприятеля, и тем, который испортит чужой товар, пропьет его или "пробьет", т. е. заведет драку, а потом должен будет заплатить виру, или "продажу". В первом случае хотя купец и не освобождался совершенно от платежа долга, но и не подвергался насилию: продавалось только его имущество, причем гость, т. е. купец из другого города или иноземец, имел первенство перед другими заимодавцами, потом следовал князь, а затем уже прочие заимодавцы получали остальное. Точно так же от разных причин на Руси умножились бедняки, поступавшие в наемники к богатым. Это — так называемые "закупы". Закон Владимир-Василий Всеволодович ограждал закупов от произвола хозяев, но угрожал им полным рабством, если они убегут, не исполнив условий. Определено было три случая обращения в холопство: добровольная продажа, женитьба на женщине рабского происхождения и поступление без всякого договора в должностные лица у частного человека (тиунство без ряду). За долги нельзя было обращать в холопство; всякий, кто не имел возможности заплатить, мог отработать свой долг и отойти. При Ярославе холопа убивали, если он наносил побои свободному человеку, — теперь господин платил за него пеню. За холопа и рабу виры не полагалось, но убийство их без вины наказывалось платежом князю "продажи".

Время Мономаха было временем первого расцвета художественной и литературной деятельности. В Киеве и других городах строились церкви и украшались живописью; сам Мономах построил несколько церквей и, между прочим, на Альте, где был убит Борис. Ко времени Владимир-Василий Всеволодович относится составление нашей первоначальной летописи, начало печерского Патерика, составление по византийским образцам житий людей, прославившихся святостью жизни, как Антоний и Феодосий печерские, св. Ольга, равноапостольный Владимир, Борис и Глеб и пр. Игумен Даниил составил описание путешествия своего в Иерусалим; наконец, сам Владимир-Василий Всеволодович написал "Поучение своим детям", замечательный литературный памятник того времени. Владимир-Василий Всеволодович назван Мономахом по деду со стороны матери, которую наши летописи называют "греческою царевною", "грекинею" и "мономахинею", а некоторые известия не летописного характера прямо именуют Анной, дочерью императора Константина Мономаха. Есть и другое объяснение названия Владимир-Василий Всеволодович Мономахом: будто бы он ходил на генуэзцев, занявших Тавриду, и при взятии Кафы убил в поединке генуэзского князя, за что и прозван Мономахом, т. е. единоборцем. Немудрено, что такая крупная, замечательная личность вызывала народную фантазию на составление подобных сказаний. Народ не мог обойти ее и о своих поэтических произведениях: Владимир былин не есть исключительно Владимир-Василий Всеволодович равноапостольный, а отчасти и Владимир-Василий Всеволодович Мономах. Так, между былинами Владимирова цикла есть былина о боярине Ставре, которого Владимир-Василий Всеволодович Красное Солнышко посадил в погреб. В новгородской летописи под 1118 годом находим известие, по которому Владимир Мономах призвал из Новгорода за грабежи и посадил в погреб сотского Ставра с несколькими боярами, его соумышленниками. Составилась легенда, будто византийский император прислал Владимир-Василий Всеволодович знаки царского достоинства, венец и бармы, с митрополитом Неофитом, который венчал его на царство; впоследствии московские государи венчались венцом, который назвали шапкой Мономаха. Владимир-Василий Всеволодович скончался 19 мая 1 125 года "у милой ему церкви" на реке Альте и погребен в Киево-Софийском соборе. Владимир-Василий Всеволодович был женат три раза; первой его женой была английская королевна Гида Гаральдовна.

"Полн. собр. р. лет." (I, 69, 85-8, 93-7, 100-113, 116-121, 127-9; 11, 2, 3, 4, 7, 10, 268, 273, 275-292; III, 3, 4, 123; IV, 1; V, 138, 148-156; VI, 63; VII, 1, 3, 4, 6-9, 11-24, 26, 29, 232, 250); И. Лашнюков, "Владимир Мономах и его время" ("Киев. ун. изв.", 1873, № 11; "Журнал Министерства народного просвещения", ч. 134, 6 и 7; ч. 135, № 8); С. Протопопов, "Поучение Владимира Мономаха и проч." ("Журнал Министерства народного просвещения", ч. 170, № 2); Владимир-Василий Всеволодович Д. Прозоровский, "По вопросу о регалиях, приписываемых Владимиру Мономаху" ("Труды 3-го археологического съезда"); И. Жданов, "Повести о Вавилоне" и "Сказание о князях владимирских" ("Журнал Министерства народного просвещения", 1891); Костомаров, "Русская история в жизнеописаниях" (вып. I).

А. Э.

Смотрии так же...