Виновник

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
В ВА ВВ ВД ВЕ ВЁ ВЖ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВХ ВЧ ВШ ВЩ ВЪ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВИА
ВИБ
ВИВ
ВИГ
ВИД
ВИЕ
ВИЁ
ВИЖ
ВИЗ
ВИИ
ВИЙ
ВИК
ВИЛ
ВИМ
ВИН
ВИО
ВИП
ВИР
ВИС
ВИТ
ВИФ
ВИХ
ВИЦ
ВИЧ
ВИШ

Виновник (auctor, reus, agent du délit, Urheber, Thäter) — е сть лицо, которому данное преступное деяние приписывается как причине и вменяется в вину. Виновником преступления может поэтому быть лицо ответственное, т. е. способное совершать деяния с известными юридическими последствиями (дееспособное в смысле уголовного права) и затем обладающее волею и сознанием совершаемого, т. е. вменяемое. Не могут быть виновниками преступления прежде всего предметы неодушевленные и силы природы, действующие по законам механическим. Не могут также быть виновниками преступления животные. В древнем уголовном праве, когда наказание вполне совпадало с местью, виновником преступления был всякий предмет, наносивший вред. Известен рассказ о наказании розгами Геллеспонта персидским царем Ксерксом. Даже в сравнительно позднейшую эпоху виновниками преступления считали и животных, и даже предметы неодушевленные. Исследованию этого любопытного явления посвящены многие труды, особенно во Франции (Berriat Saint-Prix, "Rapports et recherches sur les procè s faits aux animaux", 1826; L. Menabrea, "De l'origine, de la forme et de l'esprit des jugements rendus au moyen-âge contre les animaux", 1846; Dumeril, "Les animaux et les lo is" в Revue gé nérale du droit, 1880, p. 144). В 1588 году вышло целое сочинение, посвященное изложению порядка, в котором животные и насекомые должны подвергаться экскоммуникации (Виновник Chasseneux, "De excommunicatione animalium et insectorum", Лион, 1588). И в истории русского права известны некоторые случаи казни животных, хотя и без предварительного суда над ними; так еще при царе Михаиле Феодоровиче был случай казни обезьяны, забежавшей в церковь и произведшей там беспорядок. Не всегда, конечно, в производстве суда над животными можно видеть проявление мысли о возможности совершения ими преступления. В большинстве случаев суд и применение наказания, казни, имели лишь характер символический; целью их было устрашение людей, склонных к совершению преступлений. Часто казнь животного была направлена лишь к предупреждению могущего произойти от него вреда. Такой характер имеет, напр., постановление 21 главы Исхода, предписывающее побить каменьями быка, убившего человека. Несомненно, однако, что в эпоху господства фетишизма, когда и силам природы, и предметам внешнего мира приписывалась разумная воля, животных считали способными совершать преступления и подлежать ответственности за них. В последнее время преступность у животных исследуют представители антропологической школы в уголовном праве (Ferri, "Le uccisioni criminose fra gli аnimаli", Рим, 1883; Lacassagne, "La criminalité chez les animaux", в "Revue Scientifique", 1882, т. XXIX), но, конечно, не в смысле уголовной ответственности за причиняемый ими вред, а в смысле наличности у некоторых животных воли вообще и злой воли в частности.

Вопрос о том, могут ли быть виновниками преступления юридические лица, до настоящего времени возбуждает сомнения и разрешается в теории различно. Большинство криминалистов отрицает эту возможность, находя, во-первых, что юридическое лицо как таковое не может быть подвергнуто уголовному наказанию; во-вторых, что юридические лица дееспособны лишь постольку, поскольку им разрешено законом или властью, учредившей их, осуществлять цель, для которой они предназначены; а так как на совершение преступных деяний закон их уполномочить не мог, то деяния этого рода не могут быть рассматриваемы как деяния юридического лица (Köstlin, "Neue Revision", § 129; Feuerbach, "Lehrbuch", § 28). Против возможности для юридических лиц быть субъектами преступлений выставляется, наконец, и то соображение, что юридическое лицо не обладает волей в том смысле, в каком ею обладает лицо физическое. В новейшей литературе существует, однако, и мнение о возможности совершения преступления юридическим лицом. Еще Блунчли, а за ним известный германист Безелер в юридическом лице видят своеобразный организм, одаренный не только дееспособностью, но и волей. Прямо в пользу этого взгляда в последнее время выступили особенно Gi e rke ("Genossenschaftstheorie", 1887), V. Liszt ("Lehrbuch des deutschen Strafrechts") и Karlowa ("Zur Lehre von der juristischen Person", в "Zeitschrift fü r Privat-u. öffentliches Recht", 1888, B. 15), к оторый указывает на то, что еще в римском праве юридические лица (Universitates) считались способными быть виновниками преступления. Как в истории права, так и в современных уголовных законодательствах имеются отдельные указания на уголовную ответственность юридических лиц (напр. цехов). Особенно много случаев такой ответственности знает история русского права. В последнее время сделана попытка объяснить ответственность юридических лиц в истории русского права не признанием возможности совершения этими лицами преступлений, а принципом групповой ответственности, т. е. признанием ответственности лиц заведомо невиновных, вместе с виновными, только в силу удобства, не разбирая, наказывать целую группу лиц (Сергиевский, "Наказание в русском праве XVII века", СПб., 1888). В действующих законодательствах встречаются постановления карательного свойства относительно юридических лиц. Часто определяются с таких лиц денежные взыскания за нарушения, особенно полицейские.

Виновник преступления в более тесном смысле этого слова противополагается участникам в преступлении. Преступление может быть совершено несколькими лицами, совместно действующими. Виновниками из них признаются те, которые непосредственно совершили само преступление, или, как иногда говорят, служили непосредственной его причиной. См. Главный виновник, Соучастие в преступлении.

В системе науки уголовного права учение о виновнике преступления сливается с учением о вменяемости (см. это слово), т. е. об условиях, при которых субъект может быть признан способным отвечать за свои действия.

Г. С.

Смотрии так же...