Батта

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Б БА ББ БГ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БМ БН БО БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БАА
БАБ
БАВ
БАГ
БАД
БАЕ
БАЖ
БАЗ
БАИ
БАЙ
БАК
БАЛ
БАМ
БАН
БАО
БАП
БАР
БАС
БАТ
БАУ
БАФ
БАХ
БАЦ
БАЧ
БАШ
БАЩ
БАЭ
БАЯ

Батта или вернее баттаки — замечательный народец малайского племени, живущий на Суматре. Чужие культурные элементы в течение столетий мало или совсем не повлияли на это первобытное население острова, и оно почти вполне сохранило свою самобытность и политическую независимость. Батта занимал в древнейшее время всю сев. часть Суматры до 1° сев. шир., но потом были оттеснены от вост. и северо-вост. побережья небольшими магометанскими государствами, в 1205 г. от СЗ — государством Ачин и, наконец, от западного берега благодаря распространению там нидерландского владычества. Часть же Батта была поглощена размножающимся малайским населением побережья. Таким образом, Батта отрезаны от моря и населяют лишь долины и горные равнины Суматры по всей его длине и его более северную часть, прорезанную многими параллельными цепями Барисанского нагорья, особенно же плоскогорья Тоба внутри страны до Рауро. Число их, по Юнггуну, достигает 150000 челов. Строение тела и форма лица ясно говорят об их принадлежности к малайской расе, но они выше ростом и сильнее прибрежных жителей, которые далеко уступают им и в моральном отношении. Бата распадаются на отдельные племена, во главе которых стоят наследственные вожди (раджи), пользующиеся властью только в военное время. Все племена образуют союз. Вообще, государственное устройство, в основе которого лежит древнемалайское семейное начало, имеет демократический характер. Так как раджи не пользуются властью в мирное время, то собственно государственные дела решаются на шумных народных собраниях. Рабство, большей частью возникающее из долговых обязательств, встречается у Батта, но обращение с рабами очень мягкое. В семейной жизни допускается полигамия, но редко можно встретить в одном семействе более двух жен. В общем Батта с женщинами хорошо обращаются, но, как у всех первобытных народов, на них лежат все домашние дела. Главные народные увлечения состоят в пляске и зрелищах боя петухов. Обыкновенная их одежда — большой, обхватывающий только бедра платок, причем верхняя часть туловища остается обнаженной; голова обвязывается куском материи (бунгус). Свои деревни (кампонги) они строят в самых недоступных местах и укрепляют, обводя их рвами, палисадами и изгородями из колючего бамбукового тростника. Жилища Батта возводят на сваях длиной в 7—8 м (бывает и в 30 м) при ширине в 3 м; они четвероугольны и не имеют окон. Батта — хорошие и трудолюбивые земледельцы. Для обработки земли они пользуются киркой или шестом, обитым железом, редко плугом. Кроме того, они занимаются разведением лошадей, буйволов и т. д., знакомы с некоторыми ремеслами: изготовляют оружие и другие металлические принадлежности, искусно вырезают из дерева и слоновой кости, приготовляют некоторые красильные вещества и т. д. Пища их состоит из мяса домашних животных (свиней, буйволов, лошадей, собак, кур и т. д.) и растительности, именно риса, бататов и картофеля, потребление соли мало известно. Батта не стоят на очень низкой ступени культуры, имеют письмена и даже литературу. Грамотность среди них очень распространена. Их книги (пустагас) представляют веерообразно сложенную древесную кору, записанную чернилами (горизонтальными строками, идущими слева направо) и лежащую между двумя массивными крышками, из которых верхняя обыкновенно снабжена прикрепленной к ней резной фигурой. Книги эти, между которыми попадаются довольно старинные, хранятся в общественных зданиях. В них трактуется об астрологии, колдовстве, заклинании духов, медицине, военном деле и т. п. Для небольших сообщений, писем и т. д. Батта употребляют тонкие бамбуковые трости, на которых вырезаются письмена, идущие снизу вверх.

Язык Батта — один из древнейших малае-полинезийских диалектов и находится вместе с диалектами лежащих на западе меньших островов в тесной связи с языком гова, господствующим на Мадагаскаре. Религия их состоит из поклонения добрым и злым духам. Болезни приписываются влиянию последних и лечатся посредством колдовства. К религиозным понятиям Батта относится и культ предков, которых души пользуются особым уважением. Но и злые духи (бегус), населяющие подземный мир, пользуются поклонением и умилостивляются жертвами. Высшее божество Диебата — творец мира, живет на седьмом небе и поручил управление миром трем божествам; Батара Гуру, Сри Пади и Мангала Булан. Последние, судя по их именам, перешли из индийской мифологии вместе с другими элементами индийской культуры. Законодательные определения Батта (Гадат) неписаные и переходят из поколения в поколение путем устной передачи. По этим нормам их обычного права преступники подвергаются в известных случаях особому виду смертной казни — съедению заживо. Случаи эти следующие: 1) если простой человек вступил в связь с женою раджи, 2) если кто уличен в измене стране, шпионстве и т. д., 3) если враг взят в плен с оружием в руках. При других преступлениях вместо смерти допускается денежный выкуп, но не всегда, напр., при нарушении присяги наказанием может быть только смерть. В древнейшее время у Батта был даже обычай пожирать всех вообще стариков и страдающих старческой немощью родителей. Об антропофагии Батта упоминает уже Масуди (944), Эдризи (1150), Марко Поло (1298) и Николо да Конти (1449), который называет их батех, т. е. баттак. Войны, которые они ведут из-за границ или из-за раджей, кончаются обыкновенно тем, что победители разрушают поселения врагов и съедают жителей. Оружие их состоит из мечей, дротиков и в новейшее время даже из ружей, которые они покупают у малайцев или сами изготовляют. Несмотря на свою дикость, они честны, гостеприимны. Что в доисторическую эпоху Батта, как и вообще население Суматры, имели сношения с Индией, видно из того, что их язык содержит некоторые санскритские слова, их письмена имеют сходство с древнеиндийскими, и, наконец, в религиозных воззрениях наблюдаются известные, хотя и слабые, совпадения с верованиями индусов.

Произведения страны, особенно перец, камфару, ладан, разные смолистые вещества, а также слоновую кость, лошадей, Батта привозят в принадлежащие голландцам прибрежные места (Зингкель, Барос, Тикоус и Тапанули) и продают или обменивают на соль, железо, медную проволоку, простой китайский фарфор, европейские ситцы и т. д. Кроме сообщений Марсдена, Рафлеса, Кроуфорда и Юнггуна ("Die Battal ä nder", Берлин, 1847 г. 2 тома), ср. в "Tijdschrift voor Nederlandsch Indi ë " (Батавия) замечательные работы Нейбронера ван-дер Туука (Neubronner van der Tuuk), "Battaksch-Nederduitsch Woorden boek" (Амстердам, 1863); Шрейбер, "Die B. in ihrem Verh ä ltnisse zu den Malaien in Sumatra " (Барм., 1974).

Смотрии так же...