Барды

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Б БА ББ БГ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БМ БН БО БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БАА
БАБ
БАВ
БАГ
БАД
БАЕ
БАЖ
БАЗ
БАИ
БАЙ
БАК
БАЛ
БАМ
БАН
БАО
БАП
БАР
БАС
БАТ
БАУ
БАФ
БАХ
БАЦ
БАЧ
БАШ
БАЩ
БАЭ
БАЯ

Барды (по-ирландски bard, по-кимврски bardh) — так называли, начиная уже со II века до Р. X., известных римлянам певцов галльских и других кельтских народов, как-то: бриттов, кимвров (валлийцев), ирландцев и скоттов. Подобно скаппенам и скальдам древних скандинавов, отчасти и баянам славян, они воспевали деяния богов и героев при богослужениях и во время пиров князей и знати под аккомпанемент арфы, возбуждали войска к подвигам храбрости, во время битв шли впереди войск и служили герольдами и посредниками у князей. У галлов Барды исчезают довольно рано; дольше держались они в Валлисе, Ирландии и Шотландии. Барды повсеместно образовали наследственные цехи, которые были организованы наподобие ордена и имели значительное влияние на народ и князей. Певец был у кельтов, так же как и у германцев, выразителем народных дум, носителем всх его исторических преданий. Привилегии и вольности Барды были в 940 г. сильно ограничены в Валлисе, весь же орден в 1078 г. был реформирован и переустроен Грифитом-ап-Конаном.

От времени до времени назначались большие состязания в пении и поэзии, т. наз. "Эйстедфоды", причем судьи назначались от короля. Хотя с покорением Валлиса Эдуардом I (1282) Барды и потеряли свои преимущества и даже подверглись преследованию, но они продолжали существовать еще долгое время, и названные выше "Эйстедфоды" с согласия английских королей устраивались вплоть до Елизаветы. В новейшее время благодаря возродившейся любви к древненациональному кельтическому эпосу образовалось несколько обществ, или ферейнов, которые возобновили Эйстедфоды. Усердию этих последних, а также патриотизму отдельных лиц наука обязана не только основательным исследованием истории кимврских бардов, но и собранием оставшихся от них песен. См. Вальтера, "Das alte Wales" (Бонн, 1859).

В Ирландии наследственный цех бардов после своего образования распался на три различные части. Огражденные многими привилегиями, Барды со временем приобрели настолько обширные поземельные владения и присвоили себе такое высокое положение, что неоднократно вызывали против себя неудовольствие народа, доходившее иногда до изгнания их из известных местностей. Искусство Барды играть на арфе было в то время всеми признаваемо. Сохранились и доныне многочисленные остатки ирландской поэзии Барды (напр., фенианские песни). После покорения Ирландии Генрихом II цех Барды начал падать. Но Барды оставались еще в знатных ирландских семьях. Их песни, исторические сказания содействовали сохранению любви к отечеству ирландцев. Это обстоятельство именно и служило поводом к неоднократным мероприятиям против ирландских бардов и певцов со стороны английских властителей, как, напр., Генриха VI и VII. Елизавета даже повелела вешать всех пойманных менестрелей, так как их песни возбуждали народ к восстанию и к другим преступлениям. Битва при Боине послужила к окончательному уничтожению бардов. Последним ирландским бардом считается Турлоу О'Каролан, род. 1670 г., ум. 1738 г. См. Иосиф Купер Валькер, "Memoire of the Irish bard s " (Лонд., 1786). Приблизительно такую же организацию имел орден бардов и в Шотландии, или Каледонии. Здесь он продержался до 1748 года.

Древним германцам было неизвестно слово Барды, хотя многие, и в особенности поэты, часто говорят о Барды древних германцев. Клопшток и его последователи этою фикциею старались оправдать свои реформаторские стремления в немецкой поэзии. Так, основываясь исключительно на одном только месте в "Germania" Тацита, где в рукописях слово "baritus" (призыв к боевому ключу) было неверно прочитано за "barditus", и этому слову ошибочно придали значение боевой песни. Клопшток назвал бардитами (Bardiet) свои религиозные воинственные песни, сочиненные в духе "песней бардов", а также боевые песни в древнегерманском вкусе. Немецкие поэты во время Клопштока особенно любили писать "бардиты", подражая в них большею частью чувствительной мягкости Оссиана, чаще же всего их песни вырождались в безвкусный набор пустых слов, осмеянный еще Лихтенбергом, Гёльти и другими. Свои три национальные драмы, "Die H ermannsschlacht", "Hermann und die Fü rsten" и "Hermanns Tod", Клопшток тоже назвал бардитами. Денис и Герстенберг придавали бардитам лирическую форму, а Кречман — эпическую. Таким же образом Клопшток ввел в употребление кельтское слово бардалы на место Lerche (жаворонок), которым позднее и Баумштарк, и Вальдбрюль называли сборники народных песен.

Смотрии так же...