Бадняк

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Б БА ББ БГ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БМ БН БО БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БАА
БАБ
БАВ
БАГ
БАД
БАЕ
БАЖ
БАЗ
БАИ
БАЙ
БАК
БАЛ
БАМ
БАН
БАО
БАП
БАР
БАС
БАТ
БАУ
БАФ
БАХ
БАЦ
БАЧ
БАШ
БАЩ
БАЭ
БАЯ

Бадняк — так называлось в древней славянской мифологии полено, изображавшее солнце. В праздник Коляды (см. это сл.) гасили старый огонь и зажигали Бадняк, головней которого окуривали улья, а золой посыпали поля, что по тогдашним верованиям способствовало размножению пчел и оплодотворению почвы. У южных славян так называется дубовый пень, срубленный до восхода солнца накануне Р. X. и сжигаемый во время сочельника; вот почему и этот день называется "бадни дан". При этом соблюдаются некоторые обряды, именно, прежде всего назначенный для рубки дуб посыпается хлебным зерном, и хозяин дома говорит: "Добро ютро и честит ти бадни дан".. Срубивши дерево так, чтобы оно падая не задело других деревьев, вечером привозят пень домой и хозяин, входя с бадняком в избу, говорит: "Добри вечера читястни бадни дан", после чего один из мужчин бросает снова зерно на пень и отвечает: "Даю ти Бог добро, сретно и честито", и тогда пень сжигается. В некоторых местностях пень перед сожжением украшают лентами и цветами, головни из него обносят около ульев; в других же бадняком называется сноп соломы, который в этот день кладут под стол. Ср. Афанасьев, "Воззрения славян на природу" (III, 733); Мангардт, "Baumkultus".

Смотрии так же...