Арсений Суханов

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
А АА АБ АВ АГ АД АЕ АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АРА
АРБ
АРВ
АРГ
АРД
АРЕ
АРЖ
АРЗ
АРИ
АРК
АРЛ
АРМ
АРН
АРО
АРП
АРР
АРС
АРТ
АРУ
АРФ
АРХ
АРЦ
АРЧ
АРШ
АРЫ
АРЬ

Арсений Суханов - иеромонах, строитель Троицко-Сергиева Богоявленского монастыря и келарь Троицко-Сергиевой лавры. Когда гостивший в Москве в начале 1649 г. иерусал. патриарх Паисий указал царю и патриарху Иосифу на многие отступления московского богослужения от чинов и обрядов Восточной церкви и в особенности на неправильность двуперстия в крестном знамении, решено было послать на Восток верного человека, который изучил бы вопрос на месте. Поручение это возложено было на старца Арсений Суханов Вместе с Паисием он в июне 1649 г. выехал в Яссы, побывал на Афоне и, вернувшись в декабре 1650 г. в Россию, представил в Посольский приказ отчет о своем путешествии, названный им "Статейным списком", к которому приложил еще "Прения о вере" с афонскими старцами (напеч. Белокуровым в "Христ. чтении", 1883 г., № 11-12). В феврале 1651 г. Арсений Суханов предпринял второе путешествие на Восток. На этот раз он посетил Константинополь, Хиос, Родос и др. острова Греческого архипелага, проник в Египет и Иерусалим и через Малую Азию и Кавказ вернулся в июне 1653 г. в Москву. Представленный им царю отчет он назвал "Проскинитарием", т. е. поклонником (изд. проф. Ивановским, Казань, 1870). Через год Арсений Суханов поручено было доставить в Москву возможно большее количество древнегреч. рукописей, которые необходимы были патриарху Никону для предпринятого им исправления богослужебных книг. Благодаря богатой "милостыне", которой снабдили его, Арсений Суханов удалось вывезти из Афона и других мест 700 драгоценнейших рукописей, которые до сих пор считаются украшением Московской синодальной библиотеки. Кроме того, из Иерусалима Арсений Суханов по просьбе Никона привез модель большого храма Воскресения Христова, которая послужила образцом при построении большой Воскресенской церкви в Ново-Иерусалимском монастыре. Арсений Суханов + 14 августа 1668 г. В своих отчетах Арсений Суханов является мелким ритуалистом, ставящим на одну доску незначительные богослужебные обрядности и важнейшие догматы христианства. Мрачными красками описывает он испорченность восточного духовенства, его приниженность и угодливость. Вместо того, чтобы скорбеть об упадке Восточной церкви, стонавшей под тяжким турецким игом, он с каким-то злорадством отмечает, что вера-де испортилась не у нас, а на Востоке. Вопрос о крестном знамении составляет главное содержание "Прений о вере". По словам Арсений Суханов, афонские старцы не могли привести ни одного сколько-нибудь веского довода против двуперстия. Понятно, что сочинения его дали приверженцам "старой веры" сильное оружие против новшеств Никона и получили широкое распространение в раскольничьей среде, где, впрочем, подверглись многочисленным искажениям.

Смотрии так же...