Арсений Мацеевич

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
А АА АБ АВ АГ АД АЕ АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АРА
АРБ
АРВ
АРГ
АРД
АРЕ
АРЖ
АРЗ
АРИ
АРК
АРЛ
АРМ
АРН
АРО
АРП
АРР
АРС
АРТ
АРУ
АРФ
АРХ
АРЦ
АРЧ
АРШ
АРЫ
АРЬ

Арсений Мацеевич (в мире Александр) - последний противник церковной реформы Петра I. Сын православного священника, ведущего свой род из польской шляхты; род. в 1697 г. во Владимире-Волынском, в 1715 г. поступил в Киевскую академию, в следующем году постригся в монашество, с 1 718 по 1726 г. вторично находился в Киевской академии и получил здесь сан иеромонаха (1723). В 1730 г. был вызван в Тобольск митрополитом Антонием Стаховским, в 1733 году совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заключенными там раскольниками и по поводу этой полемики написал "Увещание к раскольнику" (напечатано в "Правосл. собеседнике" 1861 г., т. III). С 1734-37 гг. Арсений Мацеевич участвовал в Камчатской экспедиции, в 1737 г. был прикомандирован к синодальному члену Амвросию Юшкевичу, занимавшему в то время первенствующее место в церковной иерархии. Назначение это привело к сближению двух иерархов и определило дальнейшую судьбу Арсений Мацеевич Посвященный в марте 1741 г. в сан митрополита Сибирского, Арсений Мацеевич во время пребывания своего в Тобольске преобразовал местную архиерейскую канцелярию в консисторию и защищал новокрещенных инородцев от притеснений воевод, а духовенство - от вмешательства светского суда. Но суровый сибирский климат вредно отразился на его здоровье, и он, вскоре по воцарении Елисаветы Петровны, попросился в Ростов, причем получил звание члена синода. Его 20-летнее (с мая 1742 г. по март 1763 г.) управление Ростовской епархией совпадает с наиболее блестящим периодом его деятельности. Строгий к подчиненным, не терпящий ни малейшего проявления иномыслия, Арсений Мацеевич становится в резкую оппозицию с светской властью. Он игнорирует постановления Духовного регламента, отказывает в помещении инвалидов в монастырях своей епархии, вместе с Амвросием Юшкевичем настаивает перед императрицей на удалении светских чинов из Синода и мечтает уже о восстановлении патриаршего престола. Исполняя поручение Св. Синода и исправляя сочинение Феофилакта Лопатинского "Обличение неправды раскольничьей", он в своем дополнении к последнему проводит взгляды Иосифа Волоцкого; в своих "Возражениях на пашквиль лютеранский, нареченный Молоток на камень веры" (в извлечении напеч. у Чистовича, "Феофан Прокопович", стр. 386-407) он требует восстановления патриаршества и выступает в защиту монашества. Еще более обострились отношения его к светской власти, когда в конце царствования Елисаветы Петровны, Петра III и Екатерины II распоряжения, направленные к ограничению монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве и на Арсений Мацеевич последнее смотрело как на единственного человека, способного вступить в открытую борьбу с правительством. И он не обманул этих надежд. 9 февраля 1763 г. Арсений Мацеевич совершает в Ростове чин отлучения с некоторыми прибавками, направленными против "насильствующих и обидящих святыя Божии церкви и монастыри", которые "принимают данные тем от древних боголюбцев имения" и т. п., а в марте того же года он посылает два донесения в Синод, составленные в том же духе (напеч. в "Чтениях Моск. общества истории", 1862 г., т. II и III). Синод доложил императрице об Арсений Мацеевич как "оскорбителе ее величества", и Екатерина предала его суду Синода "за превратные и возмутительные толкования св. Писания и посягательство на спокойствие поданных". Семь дней длился суд над Арсений Мацеевич, и он был осужден, низведен в звание простого монаха и заточен в Корельский-Николаевский монастырь. Но и в ссылке Арсений Мацеевич не унимался. Он продолжал неодобрительно отзываться об отобрании монастырских имуществ, выражал сомнение в правах Екатерины на престол, сочувствие великому князю Павлу Петровичу и т. п. Все это послужило материалом для вторичного суда над Арсений Мацеевич, и делу дан был уже характер политический. В конце 1767 г. Арсений Мацеевич был лишен монашества и приговорен к вечному заключению; под именем Андрея Враля он содержался в ревельском каземате, где и + 28 февр. 1772 г. Из многочисленных проповедей Арсений Мацеевич напечатаны: "Семь поучений" (Москва, 1742-43); остальные же, числом 217, хранятся в рукописях в Ярославской духовной семинарии. Важнейшие события за время управления им Ростовской епархией суть: преобразование славяно-латинской школы в семинарию (ярославскую) и открытие мощей св. Дмитрия Ростовского в 1757 г. Ср. В. Иконников, "Арс. Мацеевич", "Русск. старина", 1879 г., т. XXIV-XXVI). "Обзор литературы об Арсений Мацеевич" сделан И. Морошкиным (в "Библиографе", 1886 г., № 2- 4).

Смотрии так же...