Эвклид, философ

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Э ЭА ЭБ ЭВ ЭГ ЭД ЭЕ ЭЖ ЭЗ ЭЙ ЭК ЭЛ ЭМ ЭН ЭО ЭП ЭР ЭС ЭТ ЭУ ЭФ ЭХ ЭЦ ЭЧ ЭШ ЭЭ ЭЮ ЭЯ
ЭВА
ЭВБ
ЭВГ
ЭВД
ЭВЕ
ЭВИ
ЭВК
ЭВО
ЭВП
ЭВР
ЭВС
ЭВТ
ЭВФ
ЭВЦ

Эвклид, философ — основатель мегарской школы, ученик Сократа, учитель Эвбулида и, может быть, Стильпона и Пасикла. Его жизнь мало известна. Эвклид воспользовался учением элеатов для развития Сократовской диалектики. Школа его процветала до середины III В. до Рождества Христова Стильпон придал школе иную окраску, внеся в нее элементы цинического учения. Учение Эвклид дошло до нас лишь в отрывочных указаниях древних писателей, из коих главное находится в диалоге Платона "Софист". Хотя Платон прямо и не называет мегарской школы, но, по-видимому, имеет в виду именно ее. Основное положение мегарской школы состояло в том, что восприятия доставляют человеку лишь знание о становящемся и изменяющемся и только мышление в состоянии познать истинное бытие, вечное и неизменное. В этом пункте Эвклид совершенно согласен с Платоном. Вечное бытие познается в понятиях; поэтому только о них, т. е. о родах и типах, можно сказать, что они в действительности существуют. Расходятся мегарцы с Платоном в том, что первый рассматривал идеи, как прототипы вещей, т. е. смотрел на них, как на движущие силы, мегарцы же устраняли всякое изменение (действие и страдание) из миpa истинно сущего и утверждали, что только действительное возможно: иначе говоря, способность действовать существует только в самом действии. Что возможно, но не действительно, в одно и то же время и существовало бы и не существовало, а это невозможно. Высший и наиболее ценный объект знания есть благо, которому Эвклид приписывает все признаки бытия; поэтому Эвклид стоял за единство добродетелей и отрицал реальность зла. Свои воззрения Эвклид и мегарская школа доказывали отрицательным, диалектическим путем; излюбленным приемом Эвклид была deduсtio ad absurdum, чем и объясняется, что мегарская школа в дальнейшем своем развитии выродилась в эристику, для которой ценно не столько существо дела, сколько доказательство неправоты противника. В этом направлении в особенности отличался Эвбулид, которому Диоген Лаэртский приписывает семь софизмов (см. Diog.). Несколько большее значение имеют доказательства Диодора Кроноса, знаменитого диалектика мегарской школы, против движения и возможности. Диогор в существенном повторяет мысли Зенона элеата. Особенную славу приобрело доказательство Диодора против возможности, известное под названием κυριεύων. Эпиктет его изображает следующим образом: "Из возможного не может возникнуть невозможное. Однако невозможно, чтобы нечто прошедшее было иным, чем оно было в действительности; если же это было возможным в какой-либо предшествующий момент времени, то, следовательно, нечто невозможное возникло из возможного. Но оно никогда не было возможным; следовательно, вообще невозможно, чтобы что-либо происходило иначе, чем оно в действительности происходит". Наиболее знаменитым представителем мегарской школы был Стильпон, сумевший увлечь всю Грецию; в этических воззрениях он следовал за киниками и провозгласил апатию высшим благом. Отвлеченное и бедное учение мегарской школы не давало возможности дальнейшего развития; поэтому она частью вошла в состав иных школ, частью же выродилась в эристику.

Эвклид Р.

Смотрии так же...