Щапов

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Щ ЩА ЩЕ ЩИ ЩО ЩУ
ЩАВ
ЩАМ
ЩАН
ЩАП

Щапов (Афанасий Прокопьевич) — известный русский историк. Род. в 1830 г., в селении Анге Верхоленского уезда, в 210 верстах от Иркутска, от местного дьячка и бурятки. Отец отдал его в Иркутск, в духовное училище, порядки которого описаны Загоскиным ("Магистр", ром. М. В. Загоскина, в "Сборнике газ. Сибирь" 1876 г.) и Шашковым, в его "Автобиографии" ("Восточное обозр." 1884 г., № 30). В 1852 г. Щапов окончил курс семинарии и в числе лучших учеников был отправлен на казенный счет в Казанскую дух. акд. Здесь Щапов очень усердно работал и тогда уже выделялся из среды товарищей. Большое значение для его последующей ученой деятельности имело знакомство его с богатой библиотекой рукописей Соловецкого монастыря, которая во время Крымской войны была перевезена в Казань. Щапов участвовал в составлении описи этих рукописей и сделал для себя множество выписок оттуда. На последнем курсе он весь отдался своей студенческой магистерской диссертации, вышедшей в 1858 г. в Казани под загл. "Русский раскол старообрядства". Всецело отрешиться от общепринятой до тех пор точки зрения Щапов не мог; тем не менее, книга его была совершенно новым явлением и обратила на себя всеобщее внимание. Щапов рассматривает раскол не только как религиозное, но и как исторически-бытовое и социальное явление: в нем, по мнению Щапов, сохранился, так сказать, "окаменелый отколок древней России, выразилась русская народность XVII в., в ее отрешенности от иноземных элементов реформы Петра Великого и ХVIII стол., проявилась преимущественно своеобразная историческая жизнь массы народа, жизнь религиозная и гражданская, жизнь умственная и нравственная". Позднее Щапов еще дальше развил свои мысли в статье "Земство и раскол" ("Отечеств. записки" 1862 г.). Точка зрения Щапов была подхвачена Аристовым, его учеником, в "Устройстве раскольничьих общин" ("Библ. для чтения", 1863, № 7), В. Формаковским — в статье "О противогосударств. элементе в расколе" ("Отечеств. записки" 1866 г.), Андреевым — в его исследовании "Раскол и его значение в русской жизни" (1870) и др. Важность работы Щапов признает и такой осторожный историк, как Бестужев-Рюмин. В академии Щапов читал историю русской церкви, останавливаясь, главным образом, на анализе взаимодействия византийских начал со славяно-русским языческим мировоззрением, давшего новый, специфически русский строй религиозных представлений. Дальнейшую разработку этих лекций дали его "Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого)" в "Ж. M. нар. пр." (1863 г.). Под влиянием своего учителя Елисеева, а также В. И. Григоровича и С. В. Ешевского и собственной неустанной работы Щапов вырабатывает свой взгляд на ход русской истории и на методы ее исследования. Связь мировоззрения Щапов со славянофильством — вне всякого сомнения; он, как и славянофилы, изучал не столько то, как поступало и что делало правительство по челобитным, а то, о чем просили в челобитных, какие нужды и требования высказывались в них. Его теорию удобнее всего можно назвать земской или общинно-колонизационной. "По старинному народному принципу... — земля составляла основу всего народного бытового строя". Отсюда название областей "землями" и людей "земскими". Вольный процесс устройства народом земского мира совершался в такой естественной последовательности: "рядом, на одной земле и воде, в колонизационно-географической и общинно-бытовой связи, сами собой, без всяких указов, устроялись.... два первичных мира — городской и сельский, город и село.... В лесу посажался починок и разрастался в село". К нему приселялись "починки", "деревни на поле", "приселья" и т. д., которые образовывали уезд или волость; отсюда "село с уездом". Каждое поселение составляло особый мир, равно как и уезд, почему в актах и говорится без различия: со всею волостью или со всем миром. Из первичных сел или починков "на почве вольнонародного, земского строения, путем торга и промысла" выросли посады и образовались посадские миры, почему и городские общины назыв. мирами. Волостные или уездные миры естественно-историческим путем по речным системам и волокам смыкались в областные общины. В жизни областей были две "последовательно-преемственные формы": особно-областная и соединенно-областная. Характерная особенность первой: вольное устройство путем колонизации на особой речной системе или отдельном волоке; стремление местных общин к "особности"; деление населения на историко-этнографическ. группы по областям; местное "земскосоветие"; федеративное взаимодействие и междоусобная борьба областных единиц. Следовательно, истории русской земли нет; есть только история отдельных областей и их отношений между собой. Соединенно-областная форма возникла после Смутного времени, после розни областных общин и решения их на своих областных земских соборах быть в единении, любви и совете; так появилась земско-областная федерация. Таким же путем смыкания снизу вверх возникло и управление на почве колонизационного устроения и географического соотношения. Сельский мир управлялся сельским мирским сходом, волостной — волостным и т. д. Земский собор всех людей русской земли был выражением соединенно-областной организации русской земли. В построении Щапов очень видную роль играет колонизация, которая стоит в зависимости от распределения экономических ценностей и, в свою очередь, определяет их ("Историко-географическое распределение русского народа", в "Русском слове" 1864 и 1865 гг.). В 1860 г. Щапов был приглашен проф. русской истории в университет, где имел выдающийся успех (см. сборник "Первый шаг", Казань, 1876). В 1861 г., после обнародования манифеста об освобождении крестьян, Щапов за присутствие на панихиде по крестьянам с. Бездна, не желавшим признать манифеста, был арестован. Министр внутр. дел Валуев взял Щапов на поруки и назначил его чиновником министерства по раскольн. делам, но Щапов, выбитый из колеи, не мог уже с прежним научным спокойствием продолжать своих работ. С одной стороны, он поддался тогдашнему увлечению естественными науками и пытался применить "естественно-научный" метод к своим исследованиям; с другой стороны, он не мог при своей горячей натуре отнестись индифферентно к тогдашнему общественному движению. В 1864 г. он был сослан в Иркутск, где продолжал много работать, главным образом, по местным вопросам. Последние его труды вызывали строгие отзывы критики и не могут действительно идти в сравнение с прежними работами. В 18 7 4 г. скончалась его жена Ольга Ивановна, которая всю себя посвятила своему мужу, а в 1876 г. последовал за нею и сам Щапов От своей "земской" теории Щапов стал отказываться с 1863—64 гг. "До 1863 г. земство и земское саморазвитие было моей id é e fixe. Я защищал инициативу и самодеятельность сил народа в деле его социального саморазвития.... Со времени 1864 г. я стал думать иначе". Дальнейшая — или, вернее, дальнейшие теории Щапов страдают запутанностью и отсутствием юридической определенности. Если Щапов, — говорит Н. Н. Козьмин в "Книговедении", — был одним из вождей известной исторической школы, то он же явился в своих сочинениях (о Сибири) если не вождем, то вдохновителем, знаменем целого ряда областных деятелей родного края, видные представители которых группировались около "Сибири" и "Восточного обозрения". Щапов признавал сибиряков "более корыстными и буржуазными, чем великорусский народ"; но его идеи, его сочинения сделали свое дело — вся "молодая Сибирь" многим обязана Щапов Он намечал вопросы, которые потом разрабатывались в сибирских газетах. Сибирские деятели могут применять к нему стих Данте: Tu duca, tu signore, te maestro.

Литература. Труды Щапов разбросаны в разных периодических изданиях и только немногие изданы отдельно. Главные его работы: 1857 г. — "О причинах происхождения и распространения раскола, известного под именем старообрядства, во второй половине XVII и в первой половине XVIII ст." ("Правосл. собеседн."); 1858 г. — "Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданств в XVII и первой полов. XVIII в."); 1860 г. — "Русская церковь в сев. Поморье в XV—XVII вв." ("Правосл. собеседник"); 1861 г. — "Смесь христ. с язычеств. и ересями в древнерусск. народных сказаниях о мире" ("Правосл. собеседн."); "Великорусские области и смутное время" ("Отечеств. записки", №№ 10 и 11); "Земство и раскол" ("Отеч. записки", № 12); 1862 г. "Состояние русск. духовенства в XVIII стол." ("Правосл. собеседн."); "Земство" ("Век", №№ 7 и 8); "Земские соборы в XVII ст. Собор 1 6 42 г. " ("Век", № 11); "Городские мирские сходы" ("Век", № 12); "Сельский мир и мирские сходы" ("Век", №№ 13 и 14); "Земский собор 1648—49 г. и собрание депутатов 1767 г. " ("Отеч. записки", № 11); "Сельская община" ("Век", №№ 1—6); "Земство и раскол (XV I I стол.)" (вып. I, СПб., 1862), "Земство и Раскол. Бегуны" ("Время", №№ 10 и 11); 1863 г. — "Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия" ("Ж. М. Н. Пр."); 1864 г. — "Этнограф. орган. русск. народ." ("Библ. для чтения", № 1); "Историко-географическое распределение русского народонаселения" ("Русское слово", №№ 8—10); 1865 г. "Истор.-геогр. распределение русского народонаселения" ("Русское слово", №№ 6, 7, 8, 9); "Ист.-этнограф. организ. русского народонас." ("Русское слово", №№ 1, 2, 3); "Общий взгляд на историю интеллектуального развития в России" ("Дело", 1866, № 2 и 3; 1868, №№ 8 и 9); "Социально-педагогические условия умственного развития русского народа" (СПб., 1869—1870); "Естественно-психологические условия умственного и социального развития русского народа" ("Отеч. записки", 1870, №№ 3, 4 и 12); "Влияние общественного миросозерцания на остальное положение жен. в России" ("Дело", 1871, №№ 7 и 8); "Истор.-географические и этнографические заметки о сибирском населении" ("Изв. Вост.-Сибирского отд. Рус. геогр. общ.", 1872, № 3); "Историко-географические заметки о Сибири" (ibid., 1873, № 2); "Сибирское общество до Сперанского" (ibid., 1873, т. 4 и 5); "Сельская оседло-инородческая и русско-крестьянская община в Кубинско-Ленском краю" (ibid., 18 7 5, №.№ 3, 5—6); "Социальные потребности Сибири накануне реформ" ("Сибирь", 1876, №№ 3 и 4) и много друг. Литература о Щапов бедна серьезными исследованиями. См. "Отечественные записки" (1876, № 5); "Вестник Европы" (1876, № 5); "Древняя и новая Россия" (1876, № 9); " Дело" (1876, № 4); "Неделя" (1876, №№ 3— 5, 6—7); "Новое время" (1876, биографич. очерк Шашкова, №№ 196, 198, 212, 227, 245, 252); "Сибирский сборник", 1885 г. "Щапов" (из воспом. В. Вагина); Аристов, "Аф. П. Щапов" (СПб., 1883); Н. Н. Козьмин, "А. П. Щапов, его жизнь и деятельность" (Иркутск, 1902); в настоящем словаре.

Г. Лучинский.

Смотрии так же...