Шуберт, Франц Петер

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ш ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЬ ШЭ ШЮ
ШУА
ШУБ
ШУВ
ШУГ
ШУД
ШУЖ
ШУЙ
ШУК
ШУЛ
ШУМ
ШУН
ШУП
ШУР
ШУС
ШУТ
ШУФ
ШУХ
ШУШ
ШУЯ

Шуберт,Франц Петер (Schubert) — знаменитый композитор. Род. в Вене 31 января 1797 г., умер там же 19 ноября 1828 г. Богато одаренная музыкальная натура Шуберт сказалась очень рано; этому способствовала окружавшая его музыкальная среда его семьи. В возрасте одиннадцати лет он был принят в придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Сальери). Оставив капеллу, Шуберт жил уроками. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. В области песни Шуберт явился продолжателем последнего. Благодаря Шуберт песня получила художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада "Лесной царь" ("Erlk ö nig"), написанная в 1816 г., послужила основой славы композитора. Вскоре после нее появились неувядаемые "Der Wanderer", "Lob der Thr ä nen", "Suleika" и др. Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберт: "Die sch öne Mü llerin" и "Die Winterreise", являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен "An die Geliebte". Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также сборник "Schwanengesang", из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, "St ändchen", "Aufenthalt", "Das Fischermä dchen", "Am Meere"). Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. Его песнями наслаждался Бетховен в последние дни жизни. Удивительный музыкальный дар Шуберт сказался и в области фортепьянной и симфонической. Его фантазии c-dur и f-moll, impromptus, moments musicals, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. В струнном квартете d-moll, квинтете c-dur, фортепьянном квартете (Forellen Quartett), большой симфонии c-dur и неоконченной симфонии h-moll Шуберт является продолжателем Бетховена. В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их написано им около 20, но они немного прибавят к его славе. Среди них выделяется "Der hä usliche Krieg oder die Verschworenen": Отдельные номера его опер (например, "Розамунды") вполне достойны великого музыканта. Из многочисленных церковных сочинений Шуберт (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса es-dur. Музыкальная производительность Шуберт была громадна. Начиная с 13-го года жизни, он сочинял непрестанно. Малейшего побуждения было достаточно, чтобы пробудить постоянно беспокойный дух Шуберт Увлекательный текст, данный Шуберт, сейчас же возбуждал в нем фантазию. "Der Wanderer", "Erlk ö nig" были написаны с невероятной быстротой. В высшем кругу, куда Шуберт приглашался для аккомпанемента своих вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди друзей, наоборот, он высоко ценил одобрение. Молва о невоздержанности Шуберт имеет некоторое основание: он часто пил лишнее и тогда становился вспыльчивым и неприятным для кружка друзей. Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберт всего более нравились "Швейцарское семейство" Вейгеля, "Медея" Керубини, "Иоанн Парижский" Буальдье, "Сандрильона" Изуарда и особенно "Ифигения в Тавриде" Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только "Севильский цирюльник" и некоторые отрывки из "Отелло" Россини прельщали его. Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался на 31 году. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию c-dur и мессу es-dur. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса манускриптов, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и проч.).

См. Kreissle, "Franz Schubert" (Вена, 1861); von Helborn, "Franz Schubert"; Riss é, "Franz Schubert und seine Lieder" (Ганновер, 1871); Aug. Reissmann, "Franz Schubert, sein Leben und seine Werke" (Б., 1873); H. Barbedette, "F. Schubert, sa vie, ses oeuvres, son temps" (П., 1866); m-me A. Audley, "Franz Schubert, sa vie et ses oeuvres" (П., 1871).

Н. С.

Смотрии так же...