Шпиль, в судостроении

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ш ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЬ ШЭ ШЮ
ШПА
ШПЕ
ШПИ
ШПЛ
ШПО
ШПР
ШПУ

Шпиль, в судостроении — механизм на судне, служащий для вытягивания якорной цепи из воды. На прежних деревянных судах состоял из деревянного вертикального барабана, утончающегося к середине высоты; на этот барабан обертывали несколько раз якорный канат и вращали его вручную при помощи горизонтальных рычагов (вымбовок), вставленных в отверстия верхней части Шпиль (дромгеда). В настоящее время Шпиль делается чугунным, литым и барабан сохраняется прежнего вида, если требуется выбирать на нем пеньковые канаты; для цепного каната делаются в нижней части барабана особые впадины, чтобы в каждое из них помещалось отдельное звено цепи. Часто Шпиль делается двойной: ось его проходит через палубу и внизу на этой же оси ставится второй Шпиль, который в случае надобности можно разобщать. Движение Шпиль вручную сохраняется и на современных Шпиль, хотя они всегда имеют и паровой двигатель. Для предупреждения обратного хода Шпиль при движении вручную барабан имеет внизу палы, упирающиеся при любом обратном движении в зубцы кольцевой зубчатой полосы (палгеда), прикрепленной к палубе. Паровой двигатель в этом не нуждается, так как он приводит в движение бесконечный винт, зацепляющий за зубчатое колесо на оси Шпиль Для вытягивания проволочного каната делается часто особый Шпиль, состоящий из двух вертикальных барабанов, вращающихся (в обратные стороны) от шестерни, помещенной между ними. Барабаны имеют желоба на окружности, на которые канат обертывается в виде восьмерки (Шпиль Бетанкура). См. Корабль, Судостроение.

Р. Л—н.

Смотрии так же...