Шпенер

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ш ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЬ ШЭ ШЮ
ШПА
ШПЕ
ШПИ
ШПЛ
ШПО
ШПР
ШПУ

Шпенер (Филипп Яков Spener) — лютеранский богослов, основатель пиетизма; род. 13 января 1635 г. в Эльзасе, в Раппольтсвейлере; сохранил нравственную чистоту в университете (в Страсбурге) и в дальнейших странствиях. В 1666 г. он делается пастором во Франкфурте-на-Майне. 30-летняя война, страшно понизившая культурный уровень германской нации, отразилась в церковной жизни Германии огрубением нравов, формализмом, отсутствием живой, деятельной веры; поэтому Шпенер старается оживить и углубить церковную жизнь, устраивая особые поучительные беседы по катехизису, говоря частые проповеди в духе Евангелия и в применении к практической жизни, заводя собеседования религиозного характера. Искренний лютеранин, Шпенер, однако, не скрывал от себя и других тех недостатков своей церкви, которые противоречили духу евангельского учения, и высказал свои мысли по этому поводу в своем сочинении "Pia desideria" (1675), где он рекомендует следующие средства оживления и углубления веры: более широкое распространение в обществе Св. Писания, отчасти при посредстве частных собраний, совместная работа светского общества с представителями церкви, понимание христианства как живой и деятельной веры, а не знания только, кротость в полемике с людьми противных убеждений, живая проповедь, направленная на пробуждение внутренней жизни, и т. п. Приводя эти и подобные мысли в исполнение, Шпенер оживил лютеранскую церковь, вызвал истинное благочестие (pietas), но собрания и кружки (collegia pietatis), которые он устраивал для поучения и знакомства со Св. Писанием, возбудили вражду, сказавшуюся, между прочим, в том, что его учение было названо пиетизмом. В 1686 г. Шпенер был приглашен в Дрезден в качестве придворного проповедника, но его отношения к курфюрсту и лейпцигскому университету скоро сделались такими натянутыми, что он был очень рад приглашению в Берлин пробстом в церковь Св. Николая. Но и тут злобные нападки окаменелых богословов из Лейпцига и Виттенберга отравляли ему жизнь до самой его смерти в 1705 г., 5 февраля.

Отличаясь благородным, светлым характером, он вызывал самое благоговейное отношение к себе. Замечательный богослов, как теоретик и как практический деятель, своим ясным взглядом и любящим сердцем познавший потребности времени, Шпенер указал лютеранской церкви пути для дальнейшего плодотворного развития.

См. von Canstein, "Lebensbeschreibung Spener's" (1729; neu herausgegeben von Lange, Галле, 1740); Hossbach, "Spener und seine Zeit" (2-е изд., 1853); Tholuk, "Spener" (в Herzogs "Realencyclop ädie"); Stä helin, "Spener" (1870); Ritschl, "Geschichte des Pietismus" (т. I,1880; т. II, 1884; т. III, 1886).

Смотрии так же...