Ударение, в грамматике

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
У УА УБ УВ УГ УД УЕ УЖ УЗ УИ УЙ УК УЛ УМ УН УО УП УР УС УТ УФ УХ УЦ УЧ УШ УЩ УЭ УЮ УЯ
УДА
УДВ
УДГ
УДД
УДЕ
УДЖ
УДИ
УДЛ
УДО
УДР
УДС
УДУ
УДЫ

Ударение, в грамматике (лат. ictus = удар, Ударение). — Под этим грамматическим термином разумеются разные оттенки силы и музыкальной высоты звука, наблюдаемые в речи. Смотря по тому, рассматриваем ли мы эти оттенки внутри одного слога, или внутри целого слова, или, наконец, внутри целого предложения, различают и разные виды ударений: Ударение слоговое (нем. Silbenaccent), Ударение в слове (Wortaccent) и Ударение в предложения (Satzaccent). Во всех этих видах Ударение одна часть слога, слова или предложения может быть выделена и отличена от других двумя способами: повышением голоса или его усилением. При первом способе получается так наз. музыкальное Ударение (лат. accentus, перев. с греч. προσφδία), которое получает также название хроматического, или тонического (у немцев musikalischer, chromatischer Accent). При втором способе, основанном на большей силе воздушного тока, выдыхаемого легкими, мы имеем так назыв. экспираторное, или динамическое, Ударение (нем. expiratorischer, dynamischer Accent), которому именно и отвечает первоначальное понятие латинского термина ictus. Наша терминология не делает разницы между этими обоими видами Ударение и называет их одинаково Ударение, или акцентом, прибавляя только то или другое определение (музыкальное Ударение, экспираторное Ударение). Оба вида Ударение имеются рядом во всех языках. Таких языков, которые имели бы только одно экспираторное Ударение или одно музыкальное, не встречается; можно только говорить о большем или меньшем преобладании одного типа Ударение над другим в том или другом языке. Наше русское Ударение имеет преимущественно экспираторный характер, хотя музыкальные разницы в высоте между ударенным и неударенными слогами или между известными словами в предложении не чужды и нашему языку. Напротив, сербское Ударение — преимущественно музыкальное, хотя в сербском яз. имеются и динамические отличия ударенных слогов от неударенных. Из индоевропейских языков преимущественно экспираторное Ударение свойственно было древнеиталийским, кельтскому, германскому, армянскому, преобладание же музыкального Ударение по разным соображениям может быть приписано санскриту и древнегреческому яз. В истории этих языков наблюдается нередко смена одного преобладающего типа Ударение другим; так, напр., новогреческий язык обладает преимущественно экспираторным Ударение, тогда как у его предка — древнегреческого — особенно развито было музыкальное Ударение Все разницы Ударение имеют относительный характер и вполне не зависимы от абсолютной силы или высоты голоса во время речи. Известное слово или предложение может быть произнесено громко или тихо, с высоким тоном голоса или низким, но относительные различия в силе или высоте между отдельными слогами слова или словами предложения будут соблюдаться при любой абсолютной силе или высоте голоса. Явление Ударение тесно связано и с различием слогов в отношении долготы или краткости, т. е. с так назыв. количеством слогов, вследствие чего нередко и рассматривается в связи с последним. Даже в языках, утративших так наз. долгие гласные, наблюдается разница в количестве слогов ударенных и неударенных. Так, в великорусском наречии, особенно в произношении образованного класса, основанном главным образом на московском говоре, наблюдается несомненное различие в количестве слогов ударенных и неударенных: гласный о в вин. ед. в ó ду дольше, чем неясное а в имен. ед. вад á , а это последнее, в свою очередь, дольше совсем неясного гласного в форме въд'eнoj (= водяной). Долгота гласных при Ударение в открытых слогах имеется и в современном немецк. яз. (ср. Lage, Knabe, Lehen, ohne и т. д.), но в слогах неударенных она не наблюдается. В индоевропейских языках Ударение является главным средством образования слогов, слов или предложений. Только оно объединяет отдельные звуки в слоги, слоги — в слова, слова — в предложения. Обыкновенно различаются три ступени как в экспираторном, так и в музыкальном Ударение: в первом — главное Ударение (нем. Haupton или Starkton), побочное Ударение (Nebenton) и отсутствие Ударение (неударенный звук, слог или неударенное слово = так назыв. энклитика, см. нем. Schwachton, Unbentontheit); в музыкальном Ударение — высокий тон, или высокое Ударение (нем. Hochton), средний тон, или среднее Ударение (нем. Mittelton или Ebenton), и низкий тон, или низкое Ударение (нем. Tiefton). В терминологии современной лингвистической литературы наблюдается, впрочем, большая пестрота и невыдержанность. Так, у нем. лингвистов нередко можно встретить термины Hochton и Tiefton, имеющие очевидно музыкальный характер, и в применении к различиям экспираторного Ударение Те или другие ученые, в силу индивидуальных особенностей и вкусов, вводят свои новые термины для некоторых понятий, уже определенных и выраженных в свое время в соответствующих терминах. Это объясняется тем, что явления Ударение вообще и в историческом развитии индоевропейских языков только начинают разрабатываться научно. При более тонком анализе Ударение можно различать и промежуточные ступени, вроде более сильного и более слабого побочного Ударение, повышенного или пониженного среднего тона и т. д. Наконец, различается Ударение свободное, могущее стоять на разных частях слова, и неподвижное, закрепленное за известным слогом. Так, индоевропейский праязык обладал свободным Ударение, которое перешло и в некоторые отдельные индоевропейские языки (санскрит, древнеиранские языки, балтийско-славянский, прагерманский), впоследствии, однако, многое из этой свободы Ударение утратившие. Древнеиталийские языки и греческий претерпели ограничение первичной свободы Ударение посредством так наз. "закона трех слогов", по которому Ударение могло стоять и на 3-м слоге от конца, если только второй слог от конца не был долог; в этом последнем случае Ударение должно было переходить на долгий слог. Из литовских языков латышский закрепил Ударение за начальным слогом слов, что сделали и отдельные германские языки, а из славянских — чешский и лужицкий; из других славянских языков польский получил Ударение на втором слоге с конца, а из романских языков французский заменил сравнительное разнообразие латинского Ударение (уже скованного законом трех слогов) неподвижным Ударение на конечном слоге слова. Из славянских языков сохранили свободное Ударение русский, болгарский, сербский, словинский, полабский и кашубский, а из балтийских — литовский и древнепрусский. У литовско-славянских языков сохранилось еще очень много черт, свойственных Ударение индоевропейского праязыка. В слоговом экспираторном Ударение наблюдаются следующие отношения: сколько бы ни входило звуков в состав известного слога, только один из них является носителем слогового Ударение и получает, поэтому, название слогового звука, или сонанта (см.). Такими сонантами могут быть и гласные, и согласные. Внутри одного слога напряжение экспиративного тока может быть не одинаково, но колебаться в разных отношениях. Момент наибольшего напряжения немецкие фонетики называют вершиной слога (Silbengipfel или Expirationsgipfel); при этом можно различать главную и побочные вершины слога. Если последних в слоге не наблюдается, то он получает название одновершинного (eingipflige Sylbe). В таких одновершинных слогах различают следующие разновидности: 1) падающее, или ослабевающее, Ударение (fallende Betonung), которое можно назвать также сильноначальным: главный напор экспиративного тока лежит в начале слога (обозначается: ̀), 2) восходящее (steigende Betonung), усиливающееся или сильно-конечное Ударение, когда с большей силой произносится последний звук слога (обозначение: ́) и, наконец, 3) восходяще-падающее (steigend-fallende Betonung), когда вершина находится посредине слога (обозначение: ˆ). В слогах "двувершинных", при постепенном возрастании силы экспиративного тока, начиная с начала слога, наблюдается некоторое, в общем незначительное ослабление ее перед самой вершиной слога или, наоборот, при постепенном ослаблении экспиративного тока после вершины слога замечается некоторое незначительное усиление названного тока. Такое Ударение обозначается обыкновенно посредством знака ̃ и производит нередко впечатление двусложности, почему в метрике нередко такие слоги и считаются за два слога. Подобное явление свойственно, напр., ведийской метрике, где такие формы, как вин. ед. dy â m, считаются двусложными. При музыкальном слоговом Ударение наблюдаются три главные формы, комбинирующиеся друг с другом в разных сочетаниях: 1) ровный тон, 2) восходящий, или повышающийся, тон и 3) падающий, или понижающийся, тон. Различные комбинации этих форм — восходяще-падающее Ударение, падающе-восходящее или восходяще-ровное. При этом высота тона распределяется не только на гласные или сонанты слога, но и на все звонкие звуки, входящие в его состав. Образчики подобного Ударение имеются в сербском языке при долгих гласных: восходящее Ударение в гл á ва, с á бор, в ú но (как бы гла á ва, ви ú но), нисходящее в т ê ло, гл â д, п û р (как бы т é ело, гл á ад, п ú ир). Названия разных видов греческого акцента также восходят к подобным различиям: греческое "острое" Ударение (греч. οξει̃α, лат. acutus) было восходящим музыкальным акцентом; греческое "тупое" Ударение (греч. βαρει̃α, лат. gravis, собственно = тяжелое, низкое) просто свидетельствовало об отсутствии высокого тона и никакого специального рода Ударение не обозначало; напротив, так назыв. "облеченное" (греч. περισπωμένη, лат. circumflexus) имело скорее восходяще-падающий характер. Особенно развито музыкальное, или тоническое, Ударение в китайском и родственных ему языках, где благодаря разным формам тонического акцента один и тот же слог получает разное значение. Музыкальным Ударение обладают также литовский и шведский языки. Литовский имеет, подобно сербскому, восходящие и нисходящие слоги, напр. в лит. v à rpa = колос Ударение лежит на гласном а и падает к концу слога var-; напротив, в лит. varpas = колокол, Ударение повышается к концу слога var- и вершина его приходится на согласный r. Слоговое Ударение претерпевает известные передвижения и изменения в предложении. Первоначально каждый слог имеет свое Ударение: напр. односложные слова ты, был, там одинаковы по своим слоговым Ударение, но в предложении ты был там Ударение предложения может находиться на любом из трех его членов, в зависимости от того или другого оттенка выражения: ты́ был там? ты бы́л там? ты был т á м? Каждое предложение распадается на такты, которые получают различные оттенки Ударение и внутри которых отдельные слоги также могут представлять различные оттенки Ударение Иногда эти такты совпадают с теми сочетаниями слогов, которые мы называем словами, напр.: | б ý ря | в ó ет |, |соб á ка | беж á ла | и т. д.; но гораздо чаще случаи, в которых несколько слов сливаются в один такт, напр. | ябыл | увас | вчера-вечером | и т. д. В истории звукового строя индоевропейских языков Ударение играет очень важную роль, значение которой особенно сознано современными лингвистами в последнее десятилетие истекшего XIX стол. Целый ряд фонетических процессов получает разное течение при том или другом типе Ударение Учение об Ударение — так назыв. акцентология — начинает, поэтому, занимать видное место в современной грамматике индоевропейских языков. Из европейских ученых особые заслуги в этой области оказали: Вернер, Сиверс, Wheeler, де Соссюр, Лескин, Вакернагель, Кречмер, Штрейтберг, Гирт, из русских — Фортунатов (один из первых пионеров в этой области), Мазинг, Брандт, Богородицей, Шахматов, проф. О. Яунис (лучший знаток литовского Ударение, имеющего первостепенную важность для определения индоевропейской системы Ударение).

Литература. Sievers, "Gr ü ndz ü ge der Phonetik" (Лпц., 4 изд., 1893, главы 28 — 33: общий обзор явления с физиологической точки зрения); Hirt, "Der indogermanische Akzent" (Страсбург, 1895, общий очерк учения об Ударение в истории индоевропейских языков; приведена и подробная библиография вопроса, представляющая, впрочем, значительные пробелы в славянской литературе).

С. Б—ч.

Смотрии так же...