Тэнгри

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Т ТА ТВ ТЕ ТЁ ТЗ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТШ ТЩ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТЭЕ
ТЭЙ
ТЭН
ТЭР
ТЭТ

Тэнгри (монгольск.) — небо, небесный дух. Монгольские племена, придерживающиеся шаманства, поклоняются небу (тэнгри), являющемуся высшим представителем всех сил природы. Слово Тэнгри, вначале обозначавшее только небо, с течением времени стало употребляться в смысле небесного духа. Наблюдаемое разнообразие небесных явлений привело шаманистов к убеждению в существовании многих небес (некоторыми их насчитывается до 99); вообще, небеса делятся, по их понятиям, на восточные и западные; соответственно этому делятся и небесные духи — тэнгрии, — происходящие от верховного вечного неба. Это — гении, боги, представляющие разные страсти, способности и вообще силы нашей духовной природы; они вечны, как вечно само небо, они — орудия его воли; силы, нужные для проявления его высших целей. Посредниками между ними и людьми являются духи небесного происхождения, спускающиеся и на землю: "хаты" — у бурят, "сабдыки" — у монголов, "седяи" — у самоедов, "ээзи" — у алтайцев. У шаманистов каждая отдельная местность, каждое племя, каждый род имеют своих духов-покровителей; в каждой местности существуют свои легенды о их происхождении. По понятиям бурят, хаты восточные и западные, как представители двух противоположных начал, злого и доброго, испокон веков находятся в постоянной вражде между собой, причем победа обыкновенно остается за представителями западных небес. Самым лучшим руководством для ознакомления с шаманской мифологией, по словам бурят, является героическая поэма о "сыне неба" — Гэссэр-хане, подробно комментированная Г. Н. Потаниным.

А. Лов.

Смотрии так же...