Тушь китайская

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Т ТА ТВ ТЕ ТЁ ТЗ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТШ ТЩ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТУА
ТУБ
ТУВ
ТУГ
ТУД
ТУЕ
ТУЗ
ТУИ
ТУЙ
ТУК
ТУЛ
ТУМ
ТУН
ТУО
ТУП
ТУР
ТУС
ТУТ
ТУФ
ТУХ
ТУЦ
ТУЧ
ТУШ
ТУЭ

Тушь китайская (Chinesische Tusche, Encre de Chine, Chinese or Indian ink) — черная акварельная краска, употребляемая для рисования и черчения, а в Китае, Японии и Корее также для письма. Изобретение ее приписывается китайскими авторами некоему Тиен-Чену, жившему с лишком за 2 1/2 тыс. лет до Рождества Христова Приготовляется Тушь китайская из самой лучшей сажи и клея; доброкачественность Тушь китайская очень много зависит и от тщательности работы и искусства фабрикантов. Изделия некоторых из них могут сохраняться в течение многих столетий. Рецепты, которыми руководствуются китайские фабриканты при изготовлении Тушь китайская, и самые приемы работы обыкновенно держатся в глубочайшей тайне и даже передаются из поколения в поколение исключительно устно. По сведениям, заимствованным из сочинения Jametel'я "L'encre de Chine, son histoire et sa fabrication d'apr è s documents chinois" (П., 1882), сажа для Тушь китайская в Китае получается сожиганием елового дерева или некоторых растительных масел [В разных местностях Китая вообще как способы подготовки и выбор материалов для Тушь китайская, так и частности в способах изготовления ее самой представляют различия.], обыкновенно масла из семян китайского масличного дерева (Dryandra cordata), далее конопляного, кунжутного, масла из семян капусты и бобов (в Су-Чеу) и др. Дриандровое масло дает Тушь китайская особенно блестящего черного цвета, со временем становящееся еще темнее. При получении сажи сожиганием дерева при ограниченном доступе воздуха продукты горения проводятся через очень длинные трубы, в которых и оседает сажа, причем на выделку Тушь китайская употребляется только то, что осаждается в наиболее удаленных от топки частях трубы и представляет сажу наиболее тонкую и чистую, почти вовсе лишенную примеси смолистых продуктов сухой перегонки дерева. Масла, иногда с примесью каких-нибудь др. веществ, сожигаются в маленьких глиняных лампочках, снабженных светильней. Лампочки ставятся в корыта с водой, по 20 штук в каждом. Сажа садится на поверхности глиняных конусов, которые помещаются над лампами, и по временам с них снимается. Необходимо при этом старательно наблюдать за тем, чтобы к саже не примешивались продукты сухой перегонки масла. В помещении, где стоят лампы, не должно быть ни малейшего движения воздуха. Получаемая сажа протирается через тонкое сито и сохраняется в сухом месте. Клей для Тушь китайская берется шубный, выделанный из бычьей кожи, или рыбий, а лучше всего смесь их обоих в пропорции 1 к 9, и приготовляется специально с особенной тщательностью, при чем к нему прибавляются в качестве консервирующих и ароматизирующих веществ камфара, мускус и т. п. Количество примешиваемой камфары доходит до 2% от веса Тушь китайская Приготовленное из сажи и клея тесто формуется в шары. Шары эти высушиваются, потом несколько раз попеременно кипятятся в водяной бане и по охлаждении в течение часа растираются в ступках, разминаются и месятся на столах, пока масса не станет вполне однородной. После этого она прессуется большей частью в виде круглого или овального сечения палочек, которые штемпелюются и покрываются позолотой. В Японии для приготовления более простой Тушь китайская употребляется сажа, получаемая при сожигании соснового дерева или смолы, а для высших сортов — при сожигании кунжутного масла. Смешение ее с клеем, обыкновенно шубным, производится вручную в больших круглых медных чашах с двойными стенками, в свободное пространство между которыми наливается горячая вода, чтобы воспрепятствовать затвердению клея во время мешки. К смеси тоже прибавляется камфара или специальная смесь ароматов, доставляемая из Китая, а кроме того, еще небольшое количество картамина (красное красящее вещество сафлора) для улучшения цвета. Хорошо вымешанная масса затем формуется в деревянных формах, и полученная Тушь китайская высушивается. Тушь китайская европейского изготовления вообще признается по достоинству далеко ниже китайской. Именно прежде всего цвет ее не такой глубокий и чистый черный, а с несколько буроватым оттенком, что яснее выступает при более или менее значительном разведении краски. Однако, по Ленеру (J. Lehner, "Die Tinten-Fabrication etc."), здесь все дело в качестве сажи, и если она вполне свободна от примеси смолистых продуктов сухой перегонки, то этого бурого оттенка цвета нетрудно избежать. Ленер рекомендует брать самую тонкую ламповую сажу, получаемую сожиганием керосина или очищенного скипидара и очищать ее прежде употребления в дело с помощью обработки азотной кислотой и кипячения с крепким раствором едкого натра. Из такой сажи и при надлежащей механической обработке приготовленной из нее массы, по словам Ленера, удается получать Тушь китайская настолько хорошую, что даже и знатоки не в состоянии отличить ее от настоящей китайской.

П. П. Р. Δ .

Смотрии так же...